08.06.2023

Пресекать порочную практику по облегчению и ускорению работы

Об этом предупреждает Морской Институт (Nautical Institute), который провел разбор инцидента на танкере. С судна на береговой терминал должны были поочередно выгрузить две отдельные партии груза, но во время операции случилось непредвиденное.

Инцидент

Старший помощник капитана заполнил чек-лист компании по регулировке запорной арматуры (клапанов) и план погрузочно-разгрузочных работ (ППРР) в соответствии требованиями Системы управления безопасностью (SMS). Все офицеры и рядовой состав палубной команды ознакомились с ППРР, поставили под ним свои подписи и прошли инструктаж. 

Члены экипажа обнаружили, что одновременно с первой партией выгрузилась и вторая: в результате они обе оказались загрязнены частицами друг друга.  

Расследование

В ходе расследования данного инцидента комиссия выявила обстоятельства случившегося. Так, лампа, показывающая, что клапан цистерны открыт, оказалась неисправна. Когда судно прибыло в порт разгрузки, моряки восприняли не горевший сигнал как указание, что клапан закрыт.

Согласно стандартной практике, при загрузке более одной партии груза неиспользуемые клапаны закрываются пластиковой крышкой – она фиксируется лентой. Сама по себе эта предосторожность может стать причиной небезопасной ситуации, так как затрудняет визуальную проверку фактического состояния клапана.

В чек-листе был вопрос – все ли грузовые трубопроводы/клапаны проверены? При ответе подразумевалось, что старший помощник проверит их рабочее состояние до начала операции. Но он решил этого не делать: из-за большого количества судозаходов и погрузо-разгрузочных операций клапаны открывались и закрывались довольно часто, от этого у него появилось ложное чувство безопасности. В результате оставленный открытым клапан стендера вовремя не обнаружили.

Другие проблемы также были проигнорированы. Среди них – кран цифровой системы измерения уровня груза отрегулировали таким образом, чтобы дисплей, отображающий состояние первой партии, находился поверх показаний других цистерн, поэтому изменение показателя второй партии, которая выгружалась одновременно с первой, было трудно заметить.

Младшие офицеры не проверили незаполненный объем цистерны со второй партией во время выгрузки первой, полагая, что он не изменится при выгрузке. Они заранее ввели ожидаемые значения незаполненного объема цистерн в запись о ходе операции, чтобы сэкономить время и силы.

Извлеченные уроки

Моряки, стремящиеся облегчить и ускорить выполнение работы, могут пропустить важные этапы обязательных процедур безопасности. Следует проявлять внимание ко всем деталям, чтобы пресекать порочную практику на корню – прежде чем она войдет в привычку. 

В Российском профсоюзе моряков призывают судоходные компании и членов экипажей к ответственному отношению при проверках технического состояния судового оборудования. К несчастью, техника иногда подводит. Необходимо лично убедиться, что все детали подвижны и находятся в исправном рабочем состоянии – об этом говорится в инструкциях по использованию судовых технических средств, и этого требует хорошая морская практика. 

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ



↑ 

Наверх