08.06.2023

Капитан Смазнов: «Этот инцидент показал мне всю важность профсоюза в жизни моряков»

На днях капитан судна Grace Felix выразил благодарность Российскому профсоюзу моряков и Международной федерации транспортников  за помощь в освобождении под залог из тяжелых условий тюрьмы города Дуррес в Албании. Так, профсоюзная поддержка способствовала тому, что 8 мая 2023 года суд города Тирана сменил меру пресечения моряка с «ареста в местах лишения свободы» на «имущественное поручительство» с запретом на выезд из Албании. «Этот инцидент показал мне всю важность профсоюза в жизни моряков, – признался петербургский капитан. – И я без всяких сомнений считаю необходимым вступление в него».

Напомним, что местные власти 20 февраля арестовали Grace Felix по обвинению в подделке документов, связанных с перевалкой с судна на судно у берегов Греции нефти, которая, как предполагается, была российской. По заявлениям албанской полиции, танкер попал под следствие на основании разведданных, вскрывшихся в ходе серии расследований незаконного ввоза нефти из Ливии и других стран. Утверждается, что перегрузка российской нефти на борт Grace Felix – всего более 180 тысяч баррелей – произошла 11 февраля, после чего танкер направился в Албанию.

Уже 28 февраля днем капитана Алексея Смазнова забрали в полицейский участок. Несмотря на то, что, по заверениям представителей посольства России, через 48 часов его должны были отпустить или предъявить обвинения, этого так и не произошло. Алексею суждено было оставаться под стражей еще на протяжении более чем двух месяцев. В начале марта, когда стало ясно, что на такое скорое освобождение надеяться не приходится, жена капитана обратилась к представителю Международной федерации транспортников в России. Остальные 22 члена экипажа были на судне, а их документы конфисковали.

Надо сказать, что судовладелец – зарегистрированная на Кипре компания Cymare Shipmanagement Ltd – про моряка не забыла и наняла ему адвоката. Однако судебные процессы шли с трудом. Как сообщила жена капитана, заседания по разным причинам несколько раз переносились. А в один из апрельских дней некие полицейские попытались вручить Алексею документы на албанском с предположительно машинным переводом на русский о том, что он отказывается от своих адвокатов и назначает новых, ему неизвестных. Капитан под ними подписываться отказался.

Сложно утверждать, что именно помогло сдвинуть дело с мертвой точки, однако не последнюю роль в этом сыграло освещение ситуации в одном из самых известных СМИ судоходной отрасли, TradeWinds, которое РПСМ информировал об известных деталях дела. После месяцев в тюрьме и нескольких публикаций Алексея Смазнова все же выпустили из заключения. На сегодняшний день он находится на борту Grace Felix, однако, по его собственным словам, его дальнейшая судьба ему не известна.

Российский профессиональный союз моряков считает этот случай очередным ярким примером криминализации моряков, жертвой которой может стать любой работник флота при неудачном стечении обстоятельств. Хотя члены экипажа в действительности не имеют контроля над грузом, руководят операциями совсем другие люди, именно на плечи моряков, а не судовладельцев и фрахтователей нередко ложатся последствия нарушения санкций и запретов еще до того, как станут известны все факты. Причем в первую очередь страдают от этого капитаны как занимающие самую вышестоящую должность на судне.

Эту проблему в отрасли признают. В ответ на нее Международная морская организация создала Рабочую группу для подготовки руководящих принципов по более справедливому обращению с моряками, задержанными по подозрению в совершении морских преступлений. Однако пока документ находится только на стадии разработки.

Фотография – MarineTraffic

↑ 

Наверх