07.06.2023

Груз металлолома может быть пожароопасным

К таким выводам пришел Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) в недавно опубликованном отчете о расследовании пожара. Речь идет об инциденте, произошедшем 23 мая 2022 года: направлявшееся на север в залив Делавэр буксирное судно Daisy Mae тащило груженую ломом  300-футовую баржу CMT Y Not 6, на которой в 00:30 заметили  возгорание. Огонь удалось потушить лишь спустя  26 часов с помощью пожарных катеров, а ущерб, причиненный барже, оценили в 7 миллионов долларов.

Как до этого дошло? Заметив огонь в груде сваленного на борту баржи металлолома, экипаж буксира Daisy Mae немедленно уведомил руководство компании о возгорании. Расстояние между буксиром и баржей составляло 600 футов. Моряки укоротили буксирный трос,  чтобы было легче контролировать движение баржи, и отвели судно в сторону, подальше от других теплоходов. Учитывая расстояние между Daisy Mae и баржей и необходимость  держать буксирный трос, экипаж принял соответствующие противопожарные меры.

Осмотр CMT Y Not 6 после аварии выявил повреждения конструкций и корпуса, соответствующие высокотемпературному воздействию огня, который сконцентрировался в кормовой части баржи. Груз металлолома в этом месте также имел признаки высокотемпературного возгорания. Масштабы пожара и уничтожение груза не позволили экспертам точно установить его причины, однако следователи обнаружили в неповрежденном грузе легковоспламеняющиеся неметаллические материалы, в частности, пластик, резину, изоляционные материалы и электрические компоненты.

Отмечается, что обычного колебания судна во время океанского перехода  CMT Y Not 6 могло быть достаточно, чтобы от непрерывного трения металлических предметов образовалась искра. Она могла воспламенить горючие предметы и материалы, которые находились среди наваленного на борту баржи лома. Такие случаи уже были: так, искру между металлическими предметами посчитали возможным источником возгорания металлолома на борту грузового судна Tai Yuan в Японии в 2017 году.

Еще одним потенциальным источником воспламенения  могло быть самонагревание металлических (опилки, стружка, обрезки) или неметаллических материалов (таких, как пропитанная маслом ветошь, угольная пыль, древесная щепа  и латекс). Риск возгорания выше, если груз свален в кучу, лежит вперемешку, какие-то компоненты влажные и недостаточно просушенные.

Хотя ни один из таких материалов не удалось идентифицировать после пожара, нельзя исключать их потенциального присутствия в металлоломе. В его состав входили бывшие в употреблении автомобили и бытовая техника, которые, не будучи подготовленными к транспортировке на слом  должным образом, могли содержать небольшое количество легковоспламеняющихся жидкостей или других запрещенных к перевозке материалов и служить источником возгорания.

Другой возможной причиной пожара могли стать поврежденные литий-ионные аккумуляторы, хотя поставщики и проверяли груз на наличие запрещенных материалов до того, как он был загружен на борт баржи. Горючие материалы, обнаруженные среди завалов после пожара, указывают на наличие в грузе многочисленных потенциальных предметов, которые могли бы служить «топливом» для пожара, но точно что-то определить из-за сильных повреждений не представляется возможным.

В итоге Национальный совет по безопасности на транспорте постановил, что вероятной причиной пожара на борту  баржи CMT Y Not 6 стало воспламенение горючего материала, которое произошло по неустановленной причине. Источником возгорания в равной степени могла быть искра от трения металлического груза, самонагревание металлического или неметаллического груза, неподготовленные должным образом для перевозки транспортные средства и бытовые приборы или поврежденные литий-ионные аккумуляторы.

В связи с этим происшествием NTSB посчитал необходимым подчеркнуть важность контроля над грузом металлолома: хотя он обычно не считается опасным и не грозит возгоранием, в последнее время произошло несколько пожаров именно на судах, занимающихся подобными перевозками. Даже при наличии договора с поставщиком о приемке и проводимых специалистами проверок, в ходе которых проходит визуальный осмотр металлолома, металлические и неметаллические опасные материалы часто присутствуют в его грудах на берегу и могут попасть на борт. Они повышают риск возгорания и способны привести к интенсивным пожарам. Специалисты по инспекции грузов со своей стороны способны помочь капитану судна до и во время погрузочных операций и тем самым уменьшить вероятность наличия опасных горючих материалов в металлоломе. Например, тепловизионное изображение – эффективный инструмент, который можно использовать для выявления горячих точек в металлоломе, пока он находится еще берегу, но после погрузки осмотреть визуально трудно.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что возникновение инцидентов на борту далеко не всегда напрямую зависит от действий команды. Однако очень важно, чтобы моряки чувствовали себя уверенно и знали, как вести себя в любой ситуации, чтобы избежать человеческих трагедий и серьезных последствий для судна.

По материалам Safety4Sea, фотография – MarineTraffic

Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх