22.05.2023

Новый законопроект о лицензировании деятельности по трудоустройству граждан РФ за пределами территории страны вызвал беспокойство ФПРМТ

Его обсуждение проходило в ходе очередного заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), состоявшегося 28 апреля текущего года. Затрагивались и другие важные темы – от утверждения итогов работы государственных внебюджетных фондов до ответственности за нарушение актов социального партнерства. В заседании принимали участие представители Российского профессионального союза моряков.

Бюджетные вопросы

Так, в первую очередь речь шла о проекте ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2022 год». В соответствии с ним бюджет ПФР исполнен по доходам в сумме 12 477,8 млрд рублей, по расходам в сумме 11 374,3 млрд рублей, объем профицита – 1 103,5 млрд рублей. Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в 2022 году составил 6 189,4 млрд рублей. Годовой прогнозный план поступлений выполнен на 98,1%.

За 2022 год общая сумма средств федерального бюджета, переданных ПФР в форме межбюджетных трансфертов, составила 6 083,2 млрд рублей (планировалось 3 630,8 млрд рублей). Профицит бюджета ПФР объясняется ростом суммы межбюджетных трансфертов. Так, в конце прошлого года они были увеличены с запасом, чтобы не возникло проблем с осуществлением выплат в январе 2023 года после объединения ПФР и Фонда социального страхования РФ (ФСС) и возможных сбоев в поступлениях в этой связи.

В 2022 году в структуре расходов расходы на выплату страховых пенсий составили  8 786,94 млрд рублей, расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям – 605,54 млрд рублей.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

Лучше предупредить, чем работать с последствиями

Затем обсуждение коснулось проекта ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2022 год». В соответствии с ним бюджет ФСС исполнен по доходам в сумме 1 029,6 млрд рублей, по расходам в сумме 1 149,4 млрд рублей, объем дефицита составил 119,86 млрд рублей. В части страхования нетрудоспособности и материнства доходы составили 762,64 млрд рублей, расходы – 820,75 млрд рублей, дефицит – 58,11 млрд рублей. В части страхования от несчастных случаев и профзаболеваний доходы составили 179,36 млрд рублей, расходы – 117,33 млрд рублей, профицит – 62,03 млрд рублей.

Источником финансирования дефицита бюджета ФСС по страхованию от нетрудоспособности и материнству стали остатки средств по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний на 1 января 2022 года и средства резерва на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний.

При обсуждении работодатели обратили внимание на низкий уровень финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения трудящихся, занятых на должностях с вредными и опасными производственными факторами (11% максимально возможного объема средств на эти цели).  

По итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.  Вместе с тем  представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей обратили внимание на продолжающуюся практику финансирования расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из доходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По их мнению, при наличии профицита бюджета по этому виду страхования сохраняется низкий уровень финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и их санаторно-курортного лечения. Стороны предлагают учесть эти  замечания при планировании бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ на 2024 год.

Вопросы обязательного медицинского страхования

Также обсуждался проект ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год». В соответствии с ним бюджет ФОМС исполнен со следующими результатами: доходы – 2 919,4 млрд рублей; расходы – 2 797 млрд рублей; профицит – 122 млрд рублей. По сравнению с 2021 годом его доходы в 2022 году увеличились на 288 млрд рублей, или на 10,9%. Расходы бюджета ФОМС за тот же период выросли на 227,5 млрд рублей, или на 8,9%.

Основным источником доходов являются страховые взносы на ОМС: их доля с учетом полученных межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов ФОМС в 2022 году составила 88%. Также из федерального бюджета в бюджет ФОМС предоставлены межбюджетные трансферты в размере 474 237,8 млн рублей (145,5% от утвержденного объема). Трансферты были связаны с отсрочкой платежей работодателям в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2022 года № 776 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году».

В доходах бюджета ФОМС поступления на ОМС работающего населения занимают 59,9%. Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2022 год составил 1 599,4 млрд рублей, или 97,9% от утвержденного объема. Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2022 году составил 813 776,7 млн рублей, или 100% от утвержденного годового объема. В расходах бюджета ФОМС основную долю (88,0%) составили субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов РФ.

Члены РТК согласились с проектом федерального закона.

Ответственность за нарушение обязательств по коллективному договору усилят

Также обсуждался проект ФЗ «О внесении изменений в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Она устанавливает ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Ей предлагается дополнить статью новым составом, установив административную ответственность в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе подземных.

Законопроект разработали во исполнение абзаца 3 подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента РФ от 31 декабря 2021 года № ПР-2576 по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса 2 декабря 2021 года, пункта 2 поручения Заместителя Председателя Правительства РФ А. В. Новака от 21 января 2022 года. Они были даны в связи с аварией на шахте «Листвяжная» в конце 2021 года, повлекшей гибель шахтеров. Цель законопроекта – усиление ответственности за нарушение и невыполнение взятых на себя обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных.

Ранее проект закона рассматривали на заседании РТК 28 октября 2022 года, после чего в него внесли юридико-технические изменения. К доработанной редакции вопросов не возникло, и члены РТК согласились с проектом ФЗ. Одновременно представители Комиссии посчитали целесообразным при необходимости рассмотреть проект федерального закона, подготовленный ко второму чтению в Государственной Думе РФ, на рабочей группе РТК.

Безопасность лицензирования трудоустройства моряков за рубежом под вопросом

Кроме того, обсуждался проект указа Президента РФ «О признании утратившими силу подпункта 39 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и подпункта 24 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699» и о проекте постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации». Они разработаны МВД России в целях передачи с 1 сентября 2023 года от ведомства к Роструду полномочия по лицензированию деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории государства.

Для этого предлагается признать утратившими силу подпункт 39 пункта 11 Положения о МВД РФ и подпункт 24 пункта 13 Типового положения о территориальном органе МВД РФ по субъекту РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699, в которых закреплены полномочия МВД, а также его территориального органа по лицензированию.

Проект постановления предусматривает изменения в различные акты Правительства РФ.

Во-первых, в положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 324. Полномочия Роструда дополняются: ведомство займется осуществлением в соответствии с законодательством РФ лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории страны, а также будет осуществлять контроль над оказанием услуг по трудоустройству в этой сфере.

Во-вторых, в постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 № 2535 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». Срок истечения его действия переносится с 31 августа 2023 года включительно на 29 февраля 2024 года, а также по тексту МВД России заменяется на Роструд. Этим же сроком предлагается ограничить вводимые полномочия Роструда.

В-третьих, в перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ  от 21 ноября 2011 года № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» предполагается включить Роструд с видом деятельности – оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ.

Отметим, что предварительно проекты рассматривались 17 апреля 2023 года рабочей группой Комиссии по развитию рынка труда и содействию занятости населения. К заседанию рабочей группы направлена позиция Федерации профсоюзов работников морского транспорта с замечаниями к проектам указа и постановления. В них, в частности, обращается внимание на неполную передачу Роструду полномочий по лицензированию в соответствии с разработанными проектами.

Так, ведомству не переходят полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.13 КоАП РФ, в установленные проектами указа и постановления сроки вступления в силу – с 1 сентября 2023 года. Такая передача должна быть обеспечена внесением изменений в КоАП, поскольку согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по данной статье должностные лица органов внутренних дел (полиции). В результате в России не будет обеспечена реализация Стандарта А1.4 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС), которым предусмотрены требования к форме регулирования деятельности служб подбора и трудоустройства. В связи с чем ФПРМТ отметила, что не поддерживает проекты указа и постановления в предложенной редакции.

В ходе предварительного обсуждения на профильной рабочей группе проектов дополнительно обсуждалась работа Минтруда России над двумя законопроектами в целях перехода на новую форму регулирования деятельности по трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом – уведомительный порядок начала такой деятельности. Законопроекты предполагают такой переход с 1 марта 2024 года и еще не обсуждались на РТК. В связи с этим представители ФПРМТ озвучили сомнения и опасения в связи с такой временной (на полгода) передачей функции лицензирования от МВД России к Роструду, тем более без полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.13 КоАП РФ. Также был поставлен вопрос о необходимости разработки законопроекта о внесении изменений в КоАП РФ, обеспечивающих соответствующие полномочия ведомства, и иных нормативных правовых актов-спутников для передачи полномочий по лицензированию с предлагаемой МВД России даты – 1 сентября 2023 года.

Поэтому, хотя в решении РТК по этому вопросу отражено, что члены Комиссии соглашаются в основном с проектами указа и постановления, также отмечена позиция профсоюзной стороны о необходимости полной передачи полномочий по лицензированию деятельности по трудоустройству граждан РФ за пределами территории страны от МВД России Роструду, включая полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в установленные сроки вступления в силу. Кроме того, Минтруду России предлагается направить в секретариат РТК информацию о подготовке нормативных правовых актов по передаче полномочий по лицензированию и контролю за деятельностью по трудоустройству граждан РФ за пределами страны.

Вводятся нормы актуарной деятельности

Также речь шла о проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации актуарной деятельности и Стандарта актуарной деятельности «Актуарная деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Правила и Стандарт осуществления актуарной деятельности разработаны во исполнение статьи 13 ФЗ от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

Правила определяют цель, задачи и направления осуществления такой деятельности. Устанавливается, что актуарная деятельность осуществляться специализированным структурным подразделением центрального аппарата СФР, определяются требования к соответствующим работникам. Заказчиком деятельности выступает Минтруд России.

Стандарт актуарной деятельности регулирует следующие вопросы: основные понятия и определения; руководящие принципы осуществления актуарной деятельности СФР информационная база актуарной деятельности (источники данных); методология актуарной деятельности; моделирование объекта оценивания; представление результатов актуарной деятельности заказчику и др.

При обсуждении проекта постановления дискуссию вызвал вопрос обеспечения независимого контроля и проверки актуарной деятельности СФР и проводимых им актуарных расчетов. В связи с этим  члены РТК согласились в основном с проектом постановления, однако одновременно отметили, что для выработки рекомендаций методического характера по осуществлению специализированным структурным подразделением центрального аппарата СФР актуарной деятельности и обеспечения независимой оценки правильности подготовленных таким подразделением заключений, при формировании Экспертного совета при СФР необходимо обеспечить участие в нем независимых актуариев.

Особенности организации предоставления государственных услуг в сфере занятости уточнены

Также шло обсуждение проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 376». В нем речь идет об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 и 2023 годах. Изменения предусматривают дополнение перечня категорий граждан, имеющих право обратиться в учреждения службы занятости населения для получения государственных услуг, особенности предоставления которых определены постановлением № 376, новыми категориями: лицами, переехавшими из ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области в другие субъекты РФ и зарегистрированными по месту пребывания.

Члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

Уточнены полномочия участников разработки профстандартов

Помимо этого обсуждалось постановление Правительства РФ от 10 апреля 2023 года № 580 «Об утверждении Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации». В рамках этого вопроса стороны заслушали информацию о принятом постановлении, которым заменено регулирование, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов».

В новых Правилах уточнены полномочия участников разработки: предусмотрено привлечение советов по профессиональным квалификациям к рассмотрению проектов профессиональных стандартов на этапе их разработки. ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» будет организовывать разработку (актуализацию) профессиональных стандартов при отсутствии профильного совета по профессиональным квалификациям. Также сокращены сроки рассмотрения профессиональных стандартов в Минтруде России, введены нормы об их актуализации, в частности, предусматривается процедура упрощенной актуализации в части технических изменений в профстандарт.

Этот вопрос вызвал дискуссию о необходимости совершенствования и развития нормативно-правового регулирования системы профессиональных стандартов в связи с одновременным применением Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Члены РТК приняли информацию о постановлении к сведению. Одновременно профсоюзная сторона отметила необходимость подготовки Минтрудом России проекта порядка установления тождественности наименований профессий, содержащихся в ЕТКС, ЕКС и профессиональных стандартах, в котором предусмотреть обязанности работодателей, в том числе по сохранению уровня заработной платы, организации повышения квалификации работников.

Кроме того, сторонам Комиссии, представляющим общероссийские объединения профсоюзов и работодателей, было поручено до 15 мая направить в Минтруд и секретариат РТК предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования системы профессиональных стандартов, а Минтруду – обобщить эти предложения и доложить координатору РТК, Заместителю Председателя Правительства РФ Т. А. Голиковой.

Также Национальному совету при Президенте РФ по профессиональным квалификациям рекомендовали рассмотреть предложения сторон социального партнерства по дальнейшему развитию национальной системы квалификаций для своевременного обеспечения российской экономики кадрами нужной квалификации по востребованным профессиям.

Фотография – Николай Федоров, "Солидарность"

↑ 

Наверх