19.05.2023

Исключительные полномочия капитана имеют решающее значение для безопасной швартовки

Швартовка – динамичная операция, при которой члены швартовной команды должны постоянно следить за меняющейся ситуацией и действовать в соответствии с ней. Чтобы помочь морякам безопасно справиться с этой задачей и предотвратить травмы и гибель людей, Международная группа клубов взаимного страхования (IGP&I) недавно выпустила соответствующее руководство по безопасности. Разработанное учебное пособие, в частности, может быть использовано при обсуждениях на борту, в том числе вместе с созданным IGP&I анимационным роликом. В группе подчеркивают: критически важную роль в безопасности швартовых операций имеют исключительные полномочия капитана.

Законодательством этот вопрос регулируется следующим образом. Так, в соответствии с Международным кодексом управления безопасностью (МКУБ) компания должна обеспечить, чтобы судовая система управления безопасностью (СУБ) содержала четкие положения, определяющие полномочия капитана. Компании нужно указать в СУБ, что он имеет исключительные полномочия и несет ответственность за принятие решений, касающихся безопасности и предотвращения загрязнения окружающей среды, а также может обратиться в компанию за помощью при необходимости.

Обычно руководители компаний, а также назначенные лица на берегу, поддерживают капитанов в случаях, когда они применяют эти полномочия в законных обстоятельствах. Руководители и менеджеры могут заранее заверить капитанов в том, что им будет оказана предусмотренная СУБ поддержка и их решения не отразятся на них негативно.

Исключительные полномочия, предоставленные капитанам в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), отражают собой признание высокого профессионализма, компетентности и доверия в принятии сложных решений в интересах безопасности.

Однако в то время, как одни капитаны не боятся использовать свои исключительные полномочия, другие этого остерегаются, опасаясь возможных последствий. В целом капитанам рекомендуется прибегать к ним в тех случаях, когда существует реальная угроза возникновения серьезного происшествия. Им никогда не стоит поддаваться внешнему давлению при принятии решений, касающихся безопасности.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что роль капитана на судне сложно переоценить – до такой степени огромное число процессов зависит от него и столь же большая на его плечах лежит ответственность. Поэтому своими полномочиями он всегда должен распоряжаться с умом, и быть не только самым главным на судне, но и самым знающим.

По материалам Safety4Sea, фотография ILO


↑ 

Наверх