17.05.2023

Потенциально опасную работу должны выполнять квалифицированные специалисты

Проверкой грузовых трюмов и удалением остатков фумигантов должны заниматься квалифицированные специалисты. Об этом напоминает Британское бюро по расследованию морских происшествий. В своем бюллетене по безопасности UK MAIB описывает инцидент с докером, который носил банки с фосфид алюминием и получил повреждение нерва, потеряв ориентацию в пространстве. 

Инцидент

Судно перевозило сладкий картофель. В порту погрузки специалисты по фумигации не обработали груз из-за ковидных ограничений, поэтому члены экипажа самостоятельно разложили банки с фумигантом среди мешков, чтобы предотвратить заражение насекомыми.

Как итог – члены экипажа, не проходившие спецподготовку, неправильно применили фумигант: фосфид алюминия не до конца испарился за пять месяцев пути до порта выгрузки, поэтому он был потенциально пожароопасным и токсичным. Кроме того, экипаж не зафиксировал использование фумиганта на борту, и в порту разгрузки докеры не знали о его наличии. Перед выгрузкой трюмы судна проверили лишь на содержание кислорода, двуокиси углерода, угарного газа, сероводорода, а также определили нижний взрывоопасный предел. 

Когда докеры приступили к работе, они стали находить банки с фумигантом среди груза. На них имелась маркировка, предупреждающая о том, что содержимое представляет опасность. Докеры показали находки бригадиру, однако разгрузочные работы продолжились: в течение нескольких часов докеры контактировали с фосфидом алюминия. На следующее утро одному из них стало настолько плохо, что потребовалась госпитализация. У пострадавшего был поврежден нерв руки, что привело к сильнейшей тошноте и дезориентации. Докер провел на больничном несколько месяцев.

Позже судоходная компания наняла специалистов, которые извлекли из трюма несколько сотен банок с фумигантом. 

Уроки

Фумигация груза – это специализированная операция, которую могут выполнять только прошедшие подготовку люди. Перед началом операций по разгрузке фумигированные трюмы должны проветриваться, специалисты – убрать все остатки химического вещества. При работе с фумигантами необходимо использовать соответствующие средства индивидуальной защиты, включая комбинезоны, перчатки, лицевые маски и респираторы.

В описанной ситуации единственно правильным при обнаружении подозрительных банок с предупреждающими надписями было остановить работу, тщательно все проверить и возобновить операцию, убедившись, что опасности нет.

Капитанам, судовладельцам и фрахтователям не следует забывать о содержании циркуляра Международной морской организации – MSC.1/Циркуляр.1264  «Рекомендации по безопасному использованию пестицидов на судах для фумигации грузовых трюмов». В нем подробно изложены процедуры безопасного применения фумигантов, измерения уровня фумиганта на борту, а также напоминается об обязанности уведомлять портовые власти о потенциальном присутствии фумигантов на борту.

Лишним не будет, если портовые операторы проявят бдительность и уточнят, применялись ли на борту фумиганты.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что фосфид алюминия, который выделяет газ фосфин – ядовитый для человека, является наиболее широко используемым фумигантом. «Фумигация априори представляет опасность, – подчеркивают в РПСМ. – Поэтому важно соблюдать все правила и требования в отношении этого процесса. Моряки и докеры должны быть осведомлены обо всех опасностях». 

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ



↑ 

Наверх