16.05.2023

Опасная дружба

Помочь ближнему  – для многих вполне естественное желание. Но когда этим «ближним» становится нелегальный мигрант, оказавшийся на борту судна, это может представлять опасность для самого экипажа. Саймон Ходжкинсон, глава отдела предотвращения убытков в West P&I, рассказал о том, какие подводные камни могут ждать моряков, если они заведут дружеские отношения с такими непрошеными гостями.

Пассажир с приданым

Посторонний мужчина на борту грузового судна Iraklis перед  прибытием в Хихон (Испания) в конце марта 2023 года, как и многие, возможно, пытался убедить обнаруживших его моряков не сообщать об этом капитану. Если так, то план  58-летнего колумбийца, проникшего на борт в предыдущей точке захода, порту Барранкилья в Колумбии, с треском провалился. Он был арестован испанскими властями после того, как на борту судна обнаружились 200 килограммов кокаина на сумму не менее шести миллионов долларов. В данном случае моряки, нашедшие нелегального пассажира, поступили правильно и предупредили власти. Если бы они этого не сделали, ситуация могла бы сложиться куда хуже: не исключено, что капитана и экипаж задержали бы и ошибочно предъявили обвинения в контрабанде наркотиков.

Важно свести риски к минимуму

Причины, по которым люди пытаются незаконно проникнуть на судно, могут быть вполне объяснимыми, включая стремление к лучшей жизни в другой стране. Тем не менее морякам в любом случае следует избегать дружеских отношений с незваными гостями. Истории жизни таких людей и мотивы, побудившие их оставить свой дом, часто способны вызвать сочувствие и желание помочь, поэтому лучше свести все разговоры к минимуму. Обычная беседа с нелегальным пассажиром на первый взгляд кажется безобидной, но моряк может начать испытывать к нему симпатию, особенно если услышит, что человек проник на борт судна, чтобы избежать преследования или спастись от войны. После этого работник легко способен совершить ошибку: например, помочь безбилетному пассажиру скрыться от других членов экипажа и капитана или высадиться в следующем порту, не сообщив об этом властям. Эти действия могут подвергнуть всех моряков риску привлечения к ответственности за нарушение иммиграционного законодательства. Если власти поймают нелегала, он может попытаться переложить вину за незаконный въезд в страну на членов экипажа, обвинив их в нарушении правил или даже более серьезных проступках или преступлениях.

Поэтому, как считает Саймон Ходжкинсон, лучше всего для членов экипажа – свести к минимуму риски незаконного проникновения на борт посторонних. Меры предосторожности, такие как установка видеокамер или выставление дежурных для наблюдения за всеми точками доступа на судно, его затруднят. Однако несмотря на свою эффективность, они не являются надежными на 100% и, вероятно, никогда не будут. Например, помочь человеку попасть на борт незаметно могут работники порта. Обычно те, кто решается на такое, отлично знают места на судне, где можно спрятаться, и этот перечень потенциальных укрытий довольно длинный: он включает пустые контейнеры, грузовые отсеки, цистерны, пространства за фальшпанелями или жилые помещения. Также попытаться остаться незамеченными  нелегалы могут, пробравшись в машинное отделение, пустой отсек или кабину крана.

Репатриация стоит дорого, но решение юридических проблем – дороже

При обнаружении постороннего лица на борту моряки должны следовать рекомендациям Международной морской организации (ИМО), изложенным в Резолюции A.871(20) «Руководство по распределению ответственности при поиске успешного разрешения случаев перевозок нелегальных пассажиров». Дополнительные указания о том, как вести себя с нелегалами, которые могут находиться на борту в течение достаточно долгого времени, можно найти в Разделе 4C Международной конвенции об облегчении  морского судоходства. Еще один полезный ресурс – брошюра Морского института «Нелегальные пассажиры в море и спасение мигрантов».

Как отмечает Международная морская организация (ИМО), репатриация нелегальных  пассажиров, особенно тех, у которых нет документов, удостоверяющих личность, может оказаться очень сложной и дорогостоящей процедурой, требующей участия капитанов, судовладельцев, портовых властей и агентов. Следовать рекомендациям ИМО и вести разъяснительную работу среди моряков, предупреждая их о рисках дружеского общения с нелегалами и предостерегая от оказания им каких-либо услуг, – первый совет, который дают членам в клубе взаимного страхования West P&I. «Мы также рекомендуем капитану немедленно уведомить об обнаружении посторонних на борту своего работодателя, предоставив как можно больше подробностей, – подчеркивает Саймон Ходжкинсон. – Затем при первой же возможности следует сообщить о происшествии в компанию, застраховавшую судно, чтобы можно было начать процесс репатриации».

Это предполагает их возвращение в страну происхождения, если информацию об этом удается получить. В противном случае гражданское лицо, скорее всего, будет высажено в порту, куда запланирован заход судна. Любой из вариантов влетит судовладельцу в копеечку, однако совершенно точно обойдется дешевле, чем урегулирование юридических последствий, которые могут возникнуть в результате дружеской помощи членов экипажа нелегалам – уверены в West P&I.

В Российском профессиональном союзе моряков призывают членов экипажей никогда не забывать о личной безопасности – ни если речь идет о рутинной ежедневной работе, ни в случае проникновения на борт нелегальных мигрантов, которое также может обернуться рисками для всей команды.

По материалам splash247.com, фотография – ITFSeafarers

Перевод – Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх