24.04.2023

Глобальный судоходный рынок фрагментируется

Об этом говорится в опубликованном прогнозе развития мировой торговли Всемирной торговой организации, а также в ряде других независимых исследований. Так, ВТО предупреждает, что фрагментация мировых грузопотоков и обслуживающего их флота представляет «серьезную угрозу, которая может замедлить экономический рост и снизить уровень жизни в долгосрочной перспективе». 

В частности, Freightwaves представил обзор, иллюстрирующий разделение глобальной судоходной индустрии на два сегмента для обслуживания противостоящих блоков, в одном из которых лидируют США и ЕС, в другом – Китай и Россия, а третьи – сохраняют нейтралитет. 

На рынке контейнерных перевозок резко возросла активность на вторичном рынке купли-продажи судов, и около половины всех сделок приходится на компании из Турции, Дубая и Китая, которые заинтересованы в развитии торговли с Россией. Такие данные привел управляющий директор судового брокера Toepfer Transport Клеменс Топфер в докладе, представленном на прошедшем в Нью-Йорке форуме Capital Link. Эта активность обусловлена стремлением новых операторов выйти на российский рынок с уходом глобальных линейных перевозчиков после начала спецоперации. 

По данным исследования российского рынка линейных контейнерных перевозок агентства InfraNews совместно с платформой SeaLogic, среднемесячная вместимость на линейных контейнерных сервисах, связывающих российские порты с международными рынками, в первые два месяца 2023 года достигла 200 тысяч TEU. Это на 2/3 больше среднемесячного показателя для периода с марта по декабрь прошлого года. 

Тем временем в своей публикации международная консалтинговая компания Drewry подробно остановилась на феномене «friend-shoring» – переориентации внешней торговли и производства на «дружественные страны», то есть пользующиеся доверием и разделяющие ценности режимы. Так, Drewry пишет о явной приоритезации «friend-shoring» в корпоративных стратегиях и национальных политиках в последнее время на фоне усиления геополитической напряженности. «Если «friend-shoring» станет новым стандартом в мировой торговле, морским перевозчикам придется креативно подойти к выработке решений, которые позволили бы им обслуживать оба лагеря», – отмечается в публикации. 

Подобное же раздвоение происходит на рынках танкерных и балкерных перевозок. Это снижает эффективность глобальной торговли. Спрос на перевозки измеряется в тонно-милях, то есть объем груза умножается на расстояние морской перевозки. Огромные торговые потоки переориентировались после российско-украинского конфликта в феврале 2022 года и последующего усиления санкционного режима в отношении России. Суда доставляют российские внешнеторговые грузы на большие расстояния и зачастую возвращаются без обратной загрузки. 

На рынке танкерных перевозок российский экспорт нефти переориентировался с соседней Европы на удаленные рынки, например, Китая и Индии, а нефтепродуктов – на страны Северной Африки, Азии и Южной Америки. Европа в свою очередь заместила российские энергоносители поставками из США, стран Ближнего Востока и Азии. 

Для балкерного рынка переориентация торговых потоков, по оценке брокера BRS, привела к увеличению средней продолжительности груженого рейса до почти 35 суток, по сравнению с немногим более 19 суток годом ранее, то есть более чем на 80%. 

По данным судового брокера Braemar, объемы морского экспорта российских навалочных грузов в Китай выросли с марта прошлого года на 25%, в Индию – почти в три раза. В отчете также отмечается, что число балкеров, которые «почти исключительно обслуживают российскую торговлю», выросло за последние 12 месяцев примерно на 2/3. Аналитик объясняет, что эти балкеры не образуют изолированный сегмент флота, как «теневой флот» в танкерном секторе, однако в целом на рынке формируется отчетливая двухуровневая структура. 

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что долгосрочные последствия геополитических, энергетических и экономических потрясений 2022 года трудно предвидеть. Тем не менее, как показывает практика, риски и сбои в глобальных цепочках поставок не всегда приводят к плохим финансовым показателям, а наоборот, могут позволить судовладельцам нарастить прибыль. В РПСМ считают: вне зависимости от ситуации условия труда работников должны оставаться достойными. Для этого требуется активное внимание профсоюзов к возникающим проблемам и участие в их решении. 

Источник infranews.ru; фото – ILO


↑ 

Наверх