31.03.2023

Регулярно тестировать воздух в местах, где может скапливаться угарный газ

Во избежание повторения несчастного случая, когда член экипажа отравился угарным газом во время кислородно-ацетиленовой пайки, Международная ассоциации морских подрядчиков (IMCA) представляет анализ инцидента и предлагает извлечь из него уроки. 

Трагедией чуть было не закончился ремонт клапана, являющегося частью фреоновой системы трубопроводов для охлаждения. Во время пайки запорного клапана возвратного газа моряк почувствовал себя плохо, но продолжил работу. Спустя час его самочувствие ухудшилось – появились затрудненное дыхание, боли в груди и кашель. Только после перерыва на кофе моряк обратился за медицинской помощью к коллеге на борту. Осмотр показал низкий уровень насыщения крови кислородом, что могло грозить развитием дыхательной недостаточности и проблемами с сердечной деятельностью. Пострадавшего решили эвакуировать в медицинское учреждение на берег. 

Что было сделано правильно

Проект производства сварочных работ предусматривал при данном виде ремонта применение  кислородно-ацетиленовой пайки и методов сварки TIG (вольфрам в атмосфере инертного газа). В отношении данной операции были приняты все меры контроля безопасности: оформлен наряд-допуск к огневым работам, проведены процедура оценки рисков и инструктаж по технике безопасности.

Что пошло не так

Как показало расследование, моряк не надел маску во время сварочных работ. Примечательно, что установленные компанией процедуры не требовали ношения лицевой маски во время выполнения этого вида сварочных работ, но при оценке риска наличие лицевой маски было определено в качестве контрольной меры. Оценка риска для этой работы оказалась неполной, так как ношение лицевой маски в допуске к работе определялось в качестве дополнительной защиты. К тому же были проигнорированы необходимость в переносной системе вытяжной вентиляции для данной рабочей зоны, а также риски и опасности при выполнении сварочных работ методом TIG.

Член экипажа не делал регулярных перерывов во время операции, как было предусмотрено в ходе оценки рисков, продолжая работать, даже когда почувствовал себя плохо – и это вместо того, чтобы остановиться и подумать, что идет не по плану. Это говорит о том, что моряк не знал об угрозах, связанных со сваркой методом TIG: расплавленный металл выделяет молекулы металла и озона, вредные для дыхания.

Извлеченные уроки

Чтобы подобное ни с кем  не повторилось, следует учесть чужие ошибки. Так, необходимо проверять состояние и наличие переносного вытяжного вентиляционного оборудования на борту и при необходимости заказать дополнительное; надевать маску при выполнении сварочных работ; пересмотреть оценку рисков для этой рабочей операции в отношении использования переносных вытяжных вентиляционных систем для обеспечения надлежащей вентиляции, продолжительности периода нахождения в зоне воздействия выделяемых газов. Помимо этого обязательно проводить регулярное тестирование воздуха в местах, где может присутствовать угарный газ; использовать респираторы с соответствующими коробками (патронами) и самостоятельно через короткие промежутки времени проверять воздух на уровень CO; обеспечить переподготовку сварщиков в области рисков при осуществлении сварки различными методами, которые применяются на борту. 

В Российском профсоюзе моряков рекомендуют провести дополнительное обучение всего экипажа – обозначить и обсудить источники и условия, которые могут привести к отравлению угарным газом, а также научить распознавать симптомы такого отравления и действия для оказания первой помощи.

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ




↑ 

Наверх