15.03.2023

Санкт-Петербург: из «окна в Европу» в крупный транспортный хаб?

В 2022 году отказ крупнейших морских перевозчиков – Maersk, CMA CGM, Hapag Lloyd и ONE –работать с Россией повлиял на порты Балтийского бассейна, особенно на Большой порт Санкт-Петербург. Грузопотоки переориентировались на Дальний Восток и Новороссийск, а в Петербурге сократился физический грузооборот и еще больше – финансовый. Порт стали покидать и автотранспортные компании, которые работали с грузами: примерно 80% автоперевозчиков переместились в Московский транспортный узел, некоторые ушли работать с Новороссийским портом, а большинство перепрофилировалось на внутренние маршруты. Ситуация выглядит не очень обнадеживающе, однако, вероятно, порт может стать крупным транспортным хабом, если будет развивать грузовые линии на Восток.

Так, спрос на доставку грузов в Северную столицу и из нее в разные страны никуда не исчез. Один из примеров – перевозка фруктов. После закрытия линий Maersk и Hapag-Lloyd, транспортная группа FESCO начала прорабатывать сервис для прямой доставки бананов и другой сельхозпродукции из стран Латинской Америки в порты Усть-Луга и Бронка. Другой пример – уголь, перевалка которого в порту стала увеличиваться, а в этом январе выросла по сравнению с январем 2022 года на 32,9%. Это связывают в первую очередь с перегруженностью Восточного коридора РЖД, который не справляется со своевременной доставкой грузов на Дальний Восток. Поставки угля через порты Северо-Запада экономически целесообразны даже в адрес покупателей из стран удаленного от Балтики Азиатско-Тихоокеанского региона.

По понятным причинам стали увеличиваться объемы морских грузоперевозок из Большого порта Санкт-Петербург в Калининград. На 4-х действующих в этом направлении линиях работает порядка 20 судов. Недавно транспортный оператор «Рускон» совместно с контейнерной судоходной компанией Mountain Air Shipping из Дубая запустил новый линейный сервис между Стамбулом и «Первым контейнерным терминалом» Global Ports в Санкт-Петербурге, что позволит перераспределить нагрузку между инфраструктурой Юга и Северо-Запада России. Всего за прошедший год в порту появилось пять новых морских линий крупных компаний. Их пытаются выстроить и многие небольшие компании, совокупный вклад которых в грузооборот порта невелик, но возрастает.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что со времени начала специальной операции и последовавших за ней западных санкций работа судоходной отрасли в России меняется каждый день. Морякам, конечно, это тоже прибавило сложностей. РПСМ со своей стороны делает все возможное, чтобы  их права по-прежнему были надежно защищены и условия труда не ухудшались.

Источник – РБК и korabel.ru, фотография – ILO

↑ 

Наверх