15.03.2023

Парусные грузовые суда возвращаются

В частности, одна из единиц флота японской компании MOL использует ветровую тягу. В то же время американский продовольственный конгломерат Cargill совместно с олимпийским чемпионом, легендарным яхтсменом  Беном Эйнсли работает над внедрением технологии WindWings для морской транспортировки своей продукции, а шведский судовладелец Wallenius рассчитывает с помощью концепции грузовых судов на ветровой тяге Oceanbird сократить выбросы до 90%. Построил специальное грузовое парусное судно Canopée и французский стартап Zephyr & Borée: уже в этом году оно будет перевозить по морю модули ракеты Европейского космического агентства Ariane 6. Однако остаются скептики, которые не верят в жизнеспособность концепции использования энергии ветра в судоходстве. Старший преподаватель в области культуры и климата Мельбурнского университета Кристиан де Бёкелаэр взялся развеять мифы, окружающие использование этой технологии.

Навстречу большей экологичности

Как и любой другой отрасли, сегодня судоходству нужно работать над тем, чтобы стать как можно экологичнее и соответствовать требованиям Парижского соглашения по климату. Тем не менее пока выбросы от морской отрасли не только не сократились, но и продолжают расти. Так, сейчас на долю судоходства приходится один миллиард тонн выбросов углекислого газа в год, что составляет почти 3% глобальных выбросов парниковых газов. 

В 2018 году Международная морская организация (ИМО) впервые поставила конкретную цель – сократить вдвое выбросы с судов в период с 2008 по 2050 год. Это был важный, но недостаточный первый шаг. Climate Action Tracker подсчитал, что этого недостаточно, чтобы удержать глобальное потепление ниже 1,5 градусов. Однако в июле ИМО намерена пересмотреть свою стратегию. Многие ждут серьезных заявлений, потому что для выполнения минимальных целевых показателей, направленных на удержание глобального потепления в пределах 1,5 градусов, необходимо к 2050 году свести углеродные выбросы с судов к нулю. В этом случае остается почти 30 лет для того, чтобы «очистить» отрасль, средний срок службы флота в которой составляет 25 лет. Тем временем концепт грузовых судов с ветровой тягой Oceanbird, например, направлен на сокращение выбросов до 90%.

Исследования подтвердили потенциал ветровой тяги, а ее преимущества и без того очевидны. Сейчас в мире ведутся активные разработки альтернативных видов топлива, которые в той или иной степени будут использовать и в судоходстве тоже. Когда они станут широкодоступными, морской отрасли их потребуется меньше, потому что ветер может обеспечить от 10% до 90% энергии, необходимой для работы судна. Многие же контраргументы скептиков и связанные с ветровой тягой мифы довольно легко развеять.

Миф 1. Парусные грузовые суда ушли в прошлое не просто так – это было оправданно

Парусные суда могут вызвать у нас ассоциации с машинками для стрижки чая, которыми пользовались в XIX веке или, что еще хуже, напомнить о работорговле и колониальном прошлом. Однако вернуться к использованию ветряных двигателей – не значит вернуться в прошлое.

Новые парусные суда сочетают в себе современные и старые технологии, и будут использовать энергию ветра там, где она наиболее сильна – в море. Это снижает потребность в ископаемом топливе и в его альтернативных видах, которые потребуют инвестиций и новой наземной инфраструктуры.

Миф 2. Ветер – ненадежный источник энергии, поэтому суда не смогут ходить по расписанию

Ветер может показаться непостоянным, если  мы стоим на пляже. Но в открытом море на основных торговых путях ветер есть практически всегда. К тому же, прогнозирование погоды значительно продвинулось с того времени, когда по морю ходили исключительно парусники. Современное программное обеспечение, позволяющее выбирать оптимальный маршрут с учетом погодных условий, поможет найти такой курс, на котором ветер точно будет попутным, и эти предсказания однозначно будут гораздо точнее, чем в XIX веке.

Хотя движением ветра действительно управлять сложнее, чем подаваемым по трубам мазутом,  технологические достижения последних лет позволяют в значительной мере устранить факт неопределенности в использовании его энергии. Кроме того, ветер ничего не стоит и не зависит от колебаний цен на нефть.

Миф 3. Паруса можно использовать не на всех типах судов

Действительно, не на всех теплоходах целесообразно и практически осуществимо их устанавливать. Речь может идти об определенных типах судов, например, мега-контейнеровозах, на которых не так-то просто их разместить, или тех, которые работают в водах, где обычно господствуют штили. Проблемой способно явиться отсутствие подходящего ветра для паромов, которые должны идти в соответствии с жестким расписанием, потому что работают на очень оживленных и загруженных направлениях.

Однако считать, что ветровая тяга нежизнеспособна, потому что некоторые суда не смогут ее использовать, равносильно утверждению, что ездить на работу на велосипеде – нереально, потому что не каждый может это сделать. Между тем гонка, которую ведут между собой Veer Voyage и Windcoop, соревнуясь за звание создателя первого парусного контейнерного судна, продолжается. Так что, возможно, и большие контейнеровозы однажды пойдут под парусами.

Миф 4. Если бы это имело смысл, этим занялись бы уже давно

Надо сказать, что нефтяной кризис 1970-х вызвал всплеск интереса к ветряным двигателям. На Конференции в Делфте (1980 г.) и Маниле (1985 г.) возвестили о новом рассвете судов на ветровой тяге. Но когда цены на нефть упали, интерес к этой технологии угас. Ветру было трудно конкурировать с дешевым мазутом. Поэтому ветряные двигатели остались нишевой частью сектора, ведь судоходным компаниям не нужно было платить за то, что они портят экологию, сжигая ископаемое топливо. Однако совсем скоро отрасль сильнее почувствует на себе всю тяжесть расплаты за загрязнение атмосферы выбросами, в частности, европейская система торговли квотами на выбросы уже включает морские перевозки. Это создает финансовый стимул для использования экологически чистых видов транспорта.

Чего ждать?

Эксперт считает: дополнительные трудности, которые подразумевает использования ветровой тяги, и необходимость в высокотехнологичных средствах прогнозирования погодных условий – небольшая плата за чистое судоходство.

По данным Международной ассоциации ветроэнергетики, уже более 20 грузовых судов были переоборудованы, чтобы использовать ветровую тягу. А первое специально построенное современное парусное грузовое судно Canopée начнет работать в этом году. Несмотря на то, что  судоходство является консервативной отраслью, и немногие компании готовы стать первопроходцами, в ближайшие годы на воду будет спущено немало современных парусников. Специалист уверен: сегодня судоходным компаниям надо бояться не рискованных инвестиций, а отсутствия каких-либо вложений в экологически устойчивое будущее.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что сегодня судостроение развивается во многих направлениях одновременно – от использования ветровой тяги до аммиака в качестве топлива. Морякам будущего нужно будет обладать еще большим багажом знаний, чтобы качественно и безопасно выполнять свою работу в новых условиях, и очень важно, чтобы они могли получить их в учебных морских заведениях.

Источник – maritime-executive.com, фотография – zephyretboree.com

Перевод – Елена Заципкина, РПСМ

↑ 

Наверх