01.03.2023

Внести позитивный вклад в сокращение выбросов в атмосферу

Несколько лет назад Международная морская организация (ИМО) начала разрабатывать и внедрять стандарты по сокращению выбросов в атмосферу. Процесс шел довольно быстро: уже в 2008 году ввели ограничение на выбросы серы в Северной Европе – в «зонах контроля выбросов» (ECA) – на уровне 1,5%. Через два года порог для этих зон снизили до 1%, а в 2012 году он сократился до 3,5% и для зон вне ЕСА. С 2015 года выброс серы в ECA не должен был превышать уже 0,1%. А в 2020 году вступили в силу поправки к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL), установившие лимит на содержание серы в судовом топливе на уровне 0,5% против прежних 3,5% для зон вне ECA. По мнению специалистов ИМО, такие комплексные шаги приведут к заметному улучшению состояния окружающей среды и морских экосистем, а также окажут серьезный положительный эффект на здоровье жителей прибрежных городов. Планируется, что благодаря принятым поправкам к 2024 году количество выбросов сократится на 8,5-8,9 млн тонн в год (или на 77%).

Планы ИМО также касаются и углерода. Заявленная цель – к 2050 году снизить интенсивность выбросов углекислого газа на 70% от уровня 2008 года. В условиях увеличения флота и роста темпов морских перевозок экологические требования продолжают ужесточать.

В «Совкомфлоте» подготовку к работе по новым стандартам начали заблаговременно. Снижение содержания углерода в судовом топливе на 2% в год планомерно происходит с 2019 года и к 2026 году достигнет показателя 11% от исходного уровня. Об этом в ходе семинара для старшего командного состава группы компаний «Совкомфлот», проходившего в начале февраля в ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова,  рассказал начальник отдела по энергоресурсам и контролю над выбросами Владимир Панамарев. «Процент снижения зависит от дедвейта танкеров, в нашем случае этот фактор, в основном, достигает 2 %, –  отметил он. – Например, возрастные суда с более слабым двигателем ужесточения не затрагивают, а к новым танкерам требования будут применяться в полном объеме».

В глобальном смысле внести позитивный вклад в сокращение выбросов в атмосферу может, во-первых, строительство танкеров на газомоторном топливе, а во-вторых, работа на альтернативных видах топлива. При этом переход на аммиак, метанол или водород неизбежно связан с дополнительным обучением экипажей. Ведь, как справедливо отмечают в Международной федерации транспортников (МФТ), моряки должны быть уверены, что топливо, с которым они работают, действительно безопасно.

Владимир Панамарев также рассказал, что большой интерес в качестве альтернативного топлива представляет декарбонизированный газ. Ранее инициативу по внедрению технологий смешивания природного газа с водородом, озвученную компанией «Газпром», принципиально поддержало Минэнерго. В компании пояснили: добавление всего около 10% водорода к природному газу приведет к снижению выбросов в атмосферу до нуля.

– К 2035 году мы планируем переходить на СПГ, а дальше, если действительно позволят технологии, начнем работать на декарбонизированном газе, – пояснил В. Панамарев.

При этом он подчеркнул, что важно соблюдать баланс между экологическими требованиями и сохранением конкурентоспособности на рынке.

В Российском профсоюзе моряков добавляют, что необходимо создание новых учебных программ, стандартов и курсов для экипажей, которые научат их обращаться с низкоуглеродным топливом и безопасно управлять судами с нулевым уровнем выбросов. «Учитывая, что сектор уверенно двигается в сторону декарбонизации, вчерашние технологии и набор знаний и навыков в морской отрасли требуют масштабного обновления», – считают в РПСМ.

По материалам «Вестника СКФ», на фото – электромеханик газовоза «Кристоф де Маржери» Дмитрий Траусов/«Вестник СКФ»


↑ 

Наверх