21.02.2023

2022 стал худшим годом за всю историю ведения статистики по брошенным морякам

Об этом свидетельствует последний отчет RightShip. Так, согласно опубликованным данным, в прошлом году более 1682 моряков со 103 судов оказались брошены на произвол судьбы своими работодателями. Чаще всего судовладельцы оставляли членов экипажей в ОАЭ, Испании и Турции. Вместе с данными 2022 года общее количество жертв зарегистрированных за последние 20 лет случаев оставления моряков достигло отметки в  9925 человек.

Надо сказать, что сегодня споры по делам о брошенных судах ведут к неприемлемому уровню финансовых трудностей: последние собранные RightShip данные показывают, что размер невыплаченных покинутым экипажам средств достигает $40 миллионов. В целом количество известных случаев оставления моряков резко возросло за последние пять лет: с 22 в 2016 году до 103 в 2022 году. При этом другие заметные всплески были связаны с финансовым кризисом 2009 года и вступлением в силу поправок к Конвенции о труде в морском судоходстве в 2017 году. Как сообщает RightShip, на сегодняшний день зарегистрированные данные о числе брошенных моряков не демонстрируют никаких признаков спада.

Отметим, что согласно определению Международной морской организации, судно считается брошенным, когда судовладелец не в состоянии покрыть расходы на репатриацию моряков и не выплачивает им заработную плату в течение минимум двух месяцев, оставляет экипаж без снабжения и поддержки или иным образом обрывает с ним связь. Внезапно оставшись без средств к существованию, моряки обречены на страдания без еды, воды, припасов, лекарств, и не имеют возможности добраться до берега, чтобы связаться с кем-то и попросить о помощи. Таким образом брошенные на судах члены экипажей предоставлены сами себе, а работодатели уклоняются от своих обязанностей перед ними. При этом они могут продолжать нанимать моряков.

Однако согласно отчету, ужесточение правил соблюдения принципов ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление) означает, что фрахтователей, банкиров и финансистов все чаще просят подтвердить проявление должной осмотрительности при выборе своих партнеров. Зарегистрированные случаи оставления судов и экипажей негативно сказываются на репутации и конкурентоспособности судовладельцев и менеджеров.

«На платформе RightShip мы уже идентифицируем  суда, которые были брошены вместе с экипажем, и устанавливаем их связь с компанией. Мы не можем и не станем рекомендовать их нашим клиентам для рейсов, и в процессе проверок отмечаем их как неприемлемые, – добавил генеральный директор компании Стин Лунд. – Операторам, мало заботящимся о благополучии и соблюдении прав человека, нельзя позволять продолжать свою деятельность. Однако мы знаем, что можем сделать больше, как и более 1000 судовых менеджеров, которые предпочли не раскрывать свои карты, воздержавшись от прохождения опроса Crew Welfare Self-Assessment, который позволяет компании самостоятельно оценить уровень благополучия своих экипажей».

В компании считают, что такая оценка стимулирует судовладельцев эффективнее взаимодействовать с экипажами и прилагать усилия для улучшения их социально-бытовых условий, а также позволяет фрахтователям выбирать тех владельцев и менеджеров судов, которые публично взяли на себя обязательства по соблюдению высоких стандартов в отношении социально-бытовых условий моряков. По состоянию на начало 2023 года компания RightShip получила результаты прохождения опроса Crew Welfare Self-Assessments от 226 компаний, имеющих  DOC (документ о соответствии). Всего было охвачено более 6 150 судов.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что оставление судна – одно из самых тяжелых испытаний, которое может выпасть на долю экипажа. Иногда моряки в такой ситуации пребывают на борту долгие месяцы и даже годы, подчас даже без необходимых продуктов и в тяжелейших условиях. РПСМ рекомендует ни в коем случае не затягивать с обращением в профсоюз, если судовладелец бросил теплоход: в таком случае будет легче полностью возместить зарплату и скорее вернуться домой.

По материалам Safety4Sea, фотография – ILO

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх