17.01.2023

Соблюдать стандартные эксплуатационные процедуры

В последнем бюллетене по безопасности Британского бюро по расследованию морских происшествий (UK MAIB) сообщается об инциденте в порту на танкере, когда из-за разрыва швартовых тросов произошли касание с рабочей лодкой и посадка на мель. 

Предрейсовый контроль пришвартованного танкера требовал, чтобы вахтенный офицер перевел управление гребной установкой от центрального поста управления (ЦПУ) на мостик. При первой попытке оказалось, что система требует дать ход вперед с рычагами управления двигателем в положении ноль, поэтому перевести его с машинного отделения на мостик не получилось. 

Стармех отправился на мостик для выяснения ситуации и, убедившись, что все рычаги управления установлены на ноль, предпринял вторую попытку передачи. В этот момент вахтенный офицер заметил, что судно идет вперед, и нажал кнопку аварийной остановки главного двигателя. Движения танкера оказалось достаточно для того, чтобы разорвать швартовные канаты: судно коснулось стоявшего по соседству катера и село на мель. Рабочий катер получил незначительные повреждения, а танкер удалось снять с грунта во время прилива с помощью буксиров.

Расследование аварии показало, что неисправная печатная плата системы управления двигателем стала причиной того, что она затребовала ход вперед. Однако процедура передачи управления не соблюдалась – первая неудачная попытка и стала предупредительным сигналом о том, что есть неисправность. Этот сбой нужно было тщательно расследовать, прежде чем предпринимать дальнейшие попытки передачи управления. К тому же выяснилось, что палубные офицеры и механики не были знакомы с аварийным и резервным управлением. 

По следам инцидента компания обновила инструкции при передаче управления от машинного отделения на мостик и включила навыки аварийного и резервного управления в обязательную вводную подготовку – ее должны проходить все офицеры перед первой вахтой.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что стандартные рабочие процедуры существуют не просто так. «Все нужно проверять и проводить беспристрастный анализ задач. Тут нельзя полагаться на кого-то: допущения – верный шаг к нежелательным событиям, роль в которых могут сыграть даже незначительные обстоятельства. Важно внимательно и ответственно подходить к любой работе, а также своевременно и всесторонне оценивать риски», – добавляют в РПСМ.

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото Shutterstock


↑ 

Наверх