16.01.2023

Прогноз на 2023 год: непредсказуемый, но не безнадежный

Аналитики Lloyd’s List представили обзор развития судоходства и смежных отраслей на 2023 год. Специалисты утверждают: долгосрочные последствия геополитических, энергетических и экономических потрясений 2022 года трудно предвидеть. По всей видимости, глобальная рецессия неизбежна, но предпосылки к позитивным изменениям все же есть.

Так, около 50% опрошенных специалистами Lloyd’s List экспертов считают глобальную рецессию основным риском для судоходства в течение следующих двух лет. К другим проблемам респонденты относят регуляторные меры, в том числе стремление Международной морской организации достичь нулевых выбросов к 2050 году, и профицит судов на рынке. Дополнительной трудностью для отрасли назвали недоступность новых видов топлива (45,86%) и цены на альтернативное топливо (26%). Отвечая на вопрос, какой сегмент судоходства в 2023 году будет чувствовать себя лучше всего, 40% респондентов ответили, что танкерный, 27% проголосовали за контейнерных перевозчиков, 14% – за балкеры. Более половины опрошенных (65%) считают, что в течение 10 лет небольшой частный судовладелец станет вымирающим видом предпринимателя. 

Тем не менее в Lloyd’s List отмечают: риски и сбои в глобальных цепочках поставок, как, в частности, показывают итоги последних нескольких лет, не всегда приводят к плохим финансовым показателям, а наоборот, могут позволить судовладельцам кратно нарастить прибыли. Говоря о перспективах 2023 года, аналитики приводят в пример рекордные результаты 2022 года. «Судоходные компании могут считать себя аполитичными, подчеркивая статус слуг экономики, но мировая торговля всегда была крайне политизированной», – отмечает редактор Lloyd’s List Ричард Мид.

Контейнеровозы

Аналитики Lloyd’s List полагают: учитывая постепенное сокращение заторов в портах, контейнерным перевозчикам необходимо решить, как они будут управлять большими по тоннажу судами, которые заказывали в бум пандемии. По мере стабилизации спроса, операторам флота, вероятно, придется задействовать резервы денежных средств, полученных во время пиковых заработков.

В настоящий момент ставки фрахта начали снижаться вслед за падением спроса: к октябрю 2022 разница с тем же периодом 2021 года составляла 9,3%. При этом вместимость мирового контейнерного флота в 2023 году вырастет на 7,8% (1,7 млн TEU) при росте спроса только на 3,5%. В 2024 году вместимость судов увеличится еще на 8,3%, а спрос по прогнозам  снова вырастет только на 3,5%. По мнению аналитиков Linerlytica, цены контрактов на новый сезон 2023 года, вероятно, упадут на 80%, отражая снижение спотовых ставок. По ожиданиям Drewry, коллективная прибыль крупнейших линейных операторов снизится в этом году до $100 млрд с $275 млрд в прошлом. Впрочем, исполнительный директор MSC Сорен Тофт считает, что негативная динамика не продлится долго. «Ситуация обычно восстанавливается через два-три квартала после периода более слабого спроса, что и наблюдается с конца лета 2022 года. Поэтому я не удивлюсь, если в 2023 году ситуация восстановится. Обычно так и происходит, если свериться с историей», – сказал он.

Сухогрузы 

В 2023 году по всем сегментам балкерных грузов на фоне неопределенности со спросом и общей волатильности ожидается смягчение ставок. Аналитики считают, что объемы морской торговли балкерными грузами могут вырасти на 1%, при этом количество судов увеличится на 2% и более. Это отражается на динамике заказов новых сухогрузов – самой низкой за последние десятилетия. Новые суда поступят владельцам не раньше 2026 года. Согласно данным агентства, отправки железной руды морским транспортом могут вырасти незначительно, причем большинство крупных горнодобывающих компаний указывают на падение добычи в 2023 году. Эти прогнозы затронут суда типоразмера Capesize, но их могут зафрахтовать для перевозки бокситов и угля. Аналитики подчеркивают, что российский уголь на фоне санкций перенаправляется из ЕС в индийские и тихоокеанские порты, а его место занимает южноафриканский, что в целом увеличивает тонно-мили. В BIMCO подтверждают эту мысль и ожидают, что 2024 год будет более благоприятным для сухогрузов.  

Танкеры

«Ничто так не иллюстрирует изменение на мировых танкерных рынках в 2022 году, как международные воды вблизи Анголы, которые превратились в центр призрачных танкеров», –  указывается в обзоре Lloyd’s List. Так, если в декабре 2021 года только один танкер находился у берегов Анголы с отключенными сигналами о местоположении, то в декабре 2022 года их было уже около 20, в том числе 16 VLCC. Изменение сигналов АИС позволяет судам скрыть свое присутствие, например, в портах Венесуэлы, где на борт поступают нефтеналивные грузы, при формальном нахождении в международных водах недалеко от Анголы.

Все дело в том, что в 2022 году список санкционных грузов для морской транспортировки существенно расширился: к иранской и венесуэльской нефти присоединилась российская. По данным Lloyd’s List, за последние четыре месяца не менее 40 танкеров из Ирана и Венесуэлы стали работать на отгрузках Urals из портов Черного моря и Балтики. Некоторые из них иногда появляются вблизи Анголы. Раньше Россия поставляла в Европу примерно 40% сырой нефти, но 5 декабря запрет на морскую транспортировку нефти переориентировал экспорт на новые рынки с крупнейшими покупателями в Китае, Индии и Турции. Греческие судовладельцы увеличили свою долю в торговле российской нефтью с 30% в январе до 53% в ноябре 2022 года. К началу 2023 года в мире насчитывалось около 300 танкеров, о реальных владельцах которых ничего не известно. Эти суда перевозят около 2,5-2,8 млн баррелей в сутки – почти 6% перевозок нефти морским путем. При этом на начало 2022 года таких танкеров было только около 220.

В целом же мировой танкерный флот скорее всего ждет устойчивый 2023 год, несмотря на множество противоречивых экономических сигналов и рецессию. Однако ограничения на импорт российских нефтепродуктов в ЕС, которые вступят в силу с 5 февраля, стимулируют дальнейшие изменения в глобальных поставках. В третьем квартале 2022 года прибыль десяти крупнейших танкерных судоходных компаний превысила $1 млрд, в то время как за первые 9 месяцев 2022 года они вместе заработали $1,5 млрд. Это контрастирует с убытком в размере $1,4 млрд по итогам 2021 года. Ожидается, что финансовые результаты по итогам четвертого квартала 2022 года будут еще лучше.

Судостроение

Полные портфели заказов судостроительных предприятий еще не гарантируют устойчивость бизнеса, считают аналитики Lloyd’s List. Многие корабелы в 2023 году столкнутся с нехваткой рабочей силы, что грозит срывом сроков поставок судов. Правительство Южной Кореи уже объявило о визовых послаблениях для привлечения на работу специалистов, дефицит которых верфи оценивают в 14 тысяч человек. В краткосрочной перспективе это позволит иностранным рабочим, в основном из Вьетнама, подать заявку на временное трудоустройство в стране. Как полагают эксперты, учитывая сложную ситуацию на рынке труда, профсоюзы могут активизироваться в борьбе за более выгодные условия работы.

В Российском профессиональном союзе моряков считают: крайне важно, чтобы вне зависимости от ситуации условия труда работников оставались достойными. Для этого требуется активное внимание профсоюзов к возникающим проблемам и участие в их решении. РПСМ в свою очередь будет продолжать делать все, что в его силах, не только для стабилизации, но и для улучшений на морском рынке труда.

По материалам portnews.ru, фотография – ILO

↑ 

Наверх