12.01.2023

Оборудованию, которое не проходило техобслуживание, требуется тщательная проверка

Британское бюро по расследованию морских происшествий (UK MAIB) разбирает инцидент, в результате которого внезапно сломалась шлюпбалка, когда кадеты наполняли водой мешок для проведения испытания весом. UK MAIB предлагает извлечь уроки из происшествия, чтобы не допустить его повторение. 

Инцидент

На судне после многолетнего простоя снова решили ввести в эксплуатацию шлюпбалки рабочих шлюпок. Судовой менеджер обеспечил присутствие представителя производителя шлюпбалок для контроля за испытанием. Старший помощник капитана и представитель производителя договорились провести его весом с помощью водяного мешка, подвешенного к шлюпбалке. В него нужно было набрать воду до безопасной рабочей нагрузки шлюпбалок (SWL) – 6 тонн. Два кадета под наблюдением старпома наполняли его водой из ближайшего гидранта, они же контролировали вес с помощью датчиков нагрузки на каждом ноке шлюпбалки. Когда в мешке оказалось 5,8 тонн воды, неожиданно для всех шлюпбалка сломалась. К счастью, обошлось без жертв. Чуть позже ее сняли для проведения осмотра и выяснения причин поломки.

Вероятная причина

Металлургическая экспертиза не смогла окончательно установить причину инцидента. Удалось обнаружить, что 15% конструкции шлюпбалки в месте излома заржавела и на ее ноке заклинило один из шкивов. Эксперты пришли к выводу, что это могло способствовать поломке. Специалисты отметили, что конструкция шлюпбалки и связанное с ней снаряжение не проходили техобслуживание в течение многих лет.

Извлеченные уроки

В первую очередь в UK MAIB отмечают, что моряки продемонстрировали знание хорошей рабочей практики, так как стояли в стороне от места, где случился инцидент. Действительно, нельзя находиться под подвешенным грузом или подъемным механизмом или даже рядом с ним.

Помимо этого в бюро напоминают, что несмотря на проверки и меры предосторожности, оборудование может сломаться или выйти из строя в любой момент без сигнальных предупреждений, что стоит учитывать при оценке рисков. 

Что касается технического обслуживания, то оборудованию, которое не проверялось в течение длительного времени, может потребоваться тщательный осмотр инженера-металлурга перед повторным вводом в эксплуатацию.

В Российском профсоюзе моряков добавляют, что нельзя недооценивать опасности, связанные с работой на подъемном устройстве. Полная оценка рисков является важным компонентом культуры безопасности на судне и способствует эффективному принятию решений. 

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото Shutterstock

↑ 

Наверх