09.11.2022

Финансовый ключ к расширению прав и улучшению условий труда женщин

Международная федерация транспортников запустила Рамочную программу по гарантиям в сфере труда и гендерного равенства, где изложены принципы, которые международные финансовые институты должны использовать в качестве условий для тех, кто обращается к ним за финансовой помощью и технической поддержкой. Таким образом, банки развития смогут гарантировать, что их проекты соответствуют основным правам человека и международным трудовым нормам и направлены на улучшение положения транспортниц. Выпустив программу, профсоюзы усилили давление на агентства по развитию, требуя, чтобы приоритетным направлением их работы были права трудящихся женщин по всему миру. 

Защитить женщин  

Банки развития или международные финансовые институты (МФИ), включая Всемирный банк, предоставляют различные формы инвестиций правительствам, государственным организациям и частным компаниям в странах с низким и средним уровнем дохода для снижения уровня бедности и роста экономики. МФИ финансируют большое количество проектов по развитию транспорта по всему миру, поэтому важно, чтобы при обеспечении денежными ресурсами нового проекта банки соблюдали нормы, защищающие права трудящихся, особенно работающих женщин. Каждый МФИ имеет свой собственный набор гарантий – все они предназначены для определения экологических и социальных стандартов, которым должны соответствовать заемщики для получения финансирования.

– Профсоюзы могут использовать эти рамочные гарантии, чтобы банки развития защищали и отстаивали права работников, особенно женщин, – считает представитель МФТ по работе с транспортницами и гендерному равенству Джоди Эванс. – И они могут использовать существующие гарантии, чтобы заставить транспортные компании внимательнее относиться к соблюдению прав работников. В этом поможет Рамочная программа по гарантиям в сфере труда и гендерного равенства для МФИ, а также ряд тематических профсоюзных исследований.

Действия любого профсоюза по-прежнему важны, отмечают в МФТ, поскольку миллиарды долларов инвестируются в транспортные проекты по всему миру. Несмотря на гарантии, иногда проекты, финансируемые МФИ, чрезвычайно пагубно сказывались на людях и окружающей среде. Например, в 1980-х проект строительства плотины Нармада, финансируемый Всемирным банком в Индии, привел к вынужденному переселению 140 тысяч человек. Не так давно Всемирный банк отменил инвестирование проекта строительства дороги в Уганде после того, как со стороны строителей имели место случаи сексуального насилия в отношении женщин, занятых в проекте, и местных девочек.

Дать гарантии 

– Права женщин часто нарушаются в транспортной отрасли, и лишь немногие гарантии МФИ по-настоящему защищают работниц, – подчеркивает Джоди Эванс. – Гендерная сегрегация создала серьезные проблемы для современной транспортной отрасли. Дискриминация, которой пронизан сектор, как, например, отсутствие надлежащих санитарных условий, означает, что женщины с большей вероятностью будут продавать билеты, и меньшей – станут водителями автобусов или поездов. Распространенное в транспортной отрасли в той или иной форме насилие является основным фактором, который закрывает для женщин доступ к более высокооплачиваемой и безопасной работе.

Примечательно, что МФИ часто объединяют женщин с другими уязвимыми группами – детьми или пожилыми людьми, что препятствует конкретным действиям по защите именно женщин и решению гендерных проблем, таких как насилие, домогательства, гендерная профессиональная сегрегация.

– Гарантии МФИ существуют благодаря многолетнему давлению со стороны профсоюзов и других общественных организаций, – добавляет Джоди Эванс. – Мы должны продолжать настаивать на более серьезных обязательствах, особенно на равенстве в сфере труда. Мы хотим, чтобы гендерные аспекты стали неотъемлемой частью правовых проверок, трудовых контрактов и надзорных механизмов в сфере занятости. В частности – чтобы повсеместно была принята конвенция Международной организации труда № 190 об искоренении насилия и домогательств на рабочем месте. 

В МФТ уверены: это станет важным шагом к улучшению положения многих женщин, работающих на транспорте.

В Российском профсоюзе моряков напоминают, что конвенция № 190 является серьезным инструментом по улучшению условий труда. Она содержит положения, способные защитить работников от издевательств и притеснений, вне зависимости от их пола, возраста, вероисповедания и занимаемой должности. «Как членская организация МФТ, мы поддерживаем федерацию в этом вопросе – как можно больше стран должны присоединиться к документу, в том числе это должна сделать Россия», – считают в РПСМ.  

Источник itfglobal.org; перевод ЦИА РПСМ; фото – МФТ 



↑ 

Наверх