Об этом свидетельствуют данные информационной системы дипломирования членов экипажей морских судов за прошлый год.
Самыми «морскими» городами нашей страны остаются Новороссийск (+22%), Астрахань (+16%) и Владивосток (+15%) – именно в них за прошлый год выдано больше всего документов для работы на флоте. Владивосток лидирует по количеству выданных свидетельств морякам рядового состава, Новороссийск – по оформлению и переоформлению документов для работы офицеров. В первую десятку в порядке убывания также вошли Санкт-Петербург, Калининград, Таганрог, Находка, Архангельск, Мурманск и Холмск.
В 2021 году количество выданных документов для рядового состава увеличилось на 17%. Таким образом, свидетельства матросов и мотористов сегодня есть почти у 200 тысяч специалистов. Действующие документы судоводителей на руках у порядка 50 тысяч человек, судомехаников – у 40 тысяч. Немного сдвинулся в сторону омоложения средний возраст офицерского состава – по итогам прошлого года он составил 41 год, матросы и мотористы по статистике на год старше.
Вместе с тем увеличилось количество попыток уйти в море по поддельным документам: таких случаев в 2021 году на 17% больше, чем годом ранее.
Тренд на работу в море подхватили и женщины: количество получивших в 2021 году морские документы увеличилось на 5 %. Рост произошел за счет офицерского состава. А вот к рядовым должностям интерес у женщин снижается.
Согласно анализу рынка труда на торговом флоте Балтийского и Международного морского совета (BIMCO), опубликованному в 2021 году, общее количество моряков в мире составляет примерно 1,9 млн человек, из них более миллиона рядовых и около 900 тысяч офицеров. На долю россиян приходится 10,5%: более 60 тысяч специалистов командного состава и около 120 тысяч рядовых.
В Российском профсоюзе моряков полагают, что текущий год, скорее всего, внесет определенные корректировки. Так, по данным некоторых круинговых компаний, из-за трудностей с авиасообщением и получением виз для российских моряков складывается действительно непростая ситуация с трудоустройством на суда иностранных владельцев.