03.11.2022

Кибербезопасность нуждается в правовом режиме

Стремительный рост числа кибератак на морскую отрасль подчеркнул несовершенство действующей международной правовой базы и насущную необходимость введения  всеобъемлющих и инновационных международных законов в области кибербезопасности. 

Масштабы киберпреступности заметно возросли во время пандемии. В связи с этим возникают сложные международно-правовые проблемы в области предотвращения атак и привлечения к ответственности виновных. В исследовании, опубликованном в научном журнале Marine Policy, эксперт в области законов по морской безопасности Сайфул Карим проанализировал угрозы и призвал для борьбы с рисками разработать соответствующий международный правовой режим, имеющий обязательную юридическую силу. 

– Порты, суда, цепочки поставок, крупные объекты морской инфраструктуры, включая нефтяные и газовые сооружения, уязвимы, – отметил он. – Отрасль, полагаясь на киберсистемы во всех аспектах эксплуатации и управления, может столкнуться с атаками со стороны активистов, террористов и транснациональных преступников. Киберпреступность, и кибертерроризм создают сложные международно-правовые проблемы для предотвращения и судебного преследования. 

Сайфул Карим считает, что основной площадкой для создания нормативно-правовой базы в целях обеспечения кибербезопасности должна стать Международная морская организация – ИМО, по его мнению, играет важную роль в разработке законов. 

– Несмотря на то, что уже приняты не имеющие обязательной юридической силы руководства и практически юридически обязательная резолюция по кибербезопасности, ИМО существенно отстает в разработке конкретных правил в этой области, – добавил он. 

Отметим, что некоторые положения Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, Конвенции по облегчению международного морского судоходства и соответствующие кодексы и протоколы имеют важное значение для обеспечения безопасности судов, портов и оффшорных инфраструктур. Однако, несмотря на свою актуальность, ни одна из этих конвенций не охватывает вопросы кибербезопасности в полной мере. 

– Необходима срочная правовая реформа, потому что злоумышленники, использующие технологические инновации, намного опережают ответные законодательные меры, – уверен Сайфул Карим.

По его мнению, контроль за соблюдением международных правил в области морской кибербезопасности является еще одной неотложной задачей, поскольку не существует универсальной исполнительной юрисдикции в отношении морских киберпреступлений и кибертерроризма: «Поэтому уголовное преследование затруднено». 

Между тем в Конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС) содержатся два потенциальных юридических механизма для предотвращения морских киберпреступлений. Так, ст. 94 ЮНКЛОС налагает на государства флага общее обязательство принимать меры для защиты судов, при этом требует, чтобы «каждое государство придерживалось общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимало все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения». ЮНКЛОС в основном ссылается на правовые инструменты ИМО как на «общепринятые международные правила». 

– ЮНКЛОС и обычное международное право также признают право прибрежных государств вводить национальные законы по морской безопасности и осуществлять контроль за их соблюдением, но оно ограничено в отношении иностранных судов. Поэтому международно-правовая архитектура, предусматривающая единые стандарты морской кибербезопасности и сдерживающие виды наказания для лиц, совершивших преступления в области морской кибербезопасности, имеет первостепенное значение для успешной борьбы с кибертерроризмом и киберпреступностью, – добавляет Сайфул Карим.

В Российском профсоюзе моряков, что даже при появлении всеобъемлющих и инновационных международных законов в области кибербезопасности, очевидно, что от проблемы никто не застрахован: киберугрозы – это реальность. «Человек, который имеет о них поверхностное представление – слабое звено в цепочке поставок грузов. Адаптировать моряков к быстро меняющейся ситуации в отрасли – в том числе, значит, ответить на стоящие перед ней вызовы», – считают в РПСМ.

Источник channel16.dryadglobal.com; перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх