03.11.2022

Как усилить меры по охране судов?

Снижение рисков – важнейшая задача на флоте, без которой невозможна нормальная работа отрасли. Чтобы помочь операторам принять обоснованное решение при выборе тех или иных мер безопасности для своих теплоходов, Международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF) выпустил второе издание информационной памятки о мерах безопасности «Руководство по усилению охраны судов» (Guidelines to Harden Vessels). В нем, в частности, рекомендуется использовать методологию многоуровневой защиты, чтобы помочь снизить риски, связанные с угрозами безопасности.

Первый уровень защиты

Первый уровень заключается в контроле доступа к судну, независимо от того, находится оно в море, стоит на якоре или пришвартовано в порту. Его можно разделить на две большие части:

– управление доступом законных посетителей во время нормальной работы;

– предотвращение несанкционированного доступа людей, которые могут попытаться подняться на борт для совершения преступных действий –   кражи, похищения членов экипажа, угона судна, террористического акта и т. д.

Для управления доступом к судну следует соблюдать процедуры Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекса ОСПС). Выбирать меры контроля доступа необходимо на основании тщательной оценки судна. Существует несколько подходящих типов оборудования. Отмечается, что меры для контроля за доступом на борт не должны потенциально ставить под угрозу способность экипажа оставить судно или справиться с другими чрезвычайными ситуациями.

Также контроль за доступом можно подразделить на его предотвращение в море или на шельфе и управление доступом в порту или на якоре. Если первое в основном сопряжено с установкой физических барьеров,  то второе – это сочетание мероприятий по установке заграждений и строгого следования процедурам контрольно-пропускного режима, принятого на судне.

Второй уровень защиты

– Дверь, дверные косяки и рамы должны быть усилены. Кроме того, на двери необходимо установить дополнительные замки. Конечно, лучше, чтобы усиливающие и защитные устройства были частью конструкции судна, а не временным приспособлением.

– Окна. Нет смысла тратить силы и средства на охрану дверей, если злоумышленники могут легко проникнуть внутрь, просто их разбив. Поэтому важно рассмотреть возможность установки окон или иллюминаторов с жалюзи или глухими крышками, которые обычно устанавливаются на верхних палубах для защиты от ненастной погоды. Также можно поставить на них защитные решетки. Если они будут снаружи, то их следует приварить, чтобы злоумышленники не могли их просто открутить и снять. На некоторых судах есть возможность оборудовать решетки с внутренней стороны окон или иллюминаторов. Принимая решение об установке стационарных решеток, важно сначала оценить, какое влияние они могут оказать на моральный дух экипажа, когда над ними не будет нависать пиратская угроза.

– Высокопрочный клей. Современные адгезивы способны выдерживать натяжение более 1,5 тонн, поэтому прекрасно подходят для крепления металлических крышек иллюминаторов и решеток. Некоторые из них разработаны специально для использования на судах. В аварийной ситуации или вне зоны повышенного риска экипаж может снять крышку с приклеенной рамы.

– Лестницы, трапы, люки, вентиляционные отверстия. Чтобы затруднить подъем снаружи, можно установить на них металлические пластины на петлях в местах, где они проходят через палубы. Способ рекомендуется только в случае, если это не отразится на повседневной безопасности экипажа и не ограничит свободу действий в чрезвычайных ситуациях, таких как пожар в жилом помещении.

– Судовые шпигаты и другие внешние трубопроводы, например, пожарные магистрали или внешние кабельные трассы, по которым  злоумышленники могут пробраться в жилой блок, на палубу или в рулевую рубку. Для защиты от проникновения посторонних на судно с их помощью рекомендовано два способа: установка шипов на трубопроводы или кабельные трассы – они обычно изготавливаются из оцинкованной стали и бывают разной длины, – а также оборудование угловых перегородок в стратегически важных местах.

Третий уровень защиты

– Дымовые пушки для использования внутри помещений, световые и шумовые устройства. Они применяются в качестве последнего барьера в том случае, когда злоумышленникам все-таки удалось проникнуть на борт. Такие устройства можно установить где угодно и активировать дистанционно или автоматически. После этого дымовые пушки быстро заполняют пространство нетоксичным дымом, который хотя и безопасен для дыхания, но дезориентирует в пространстве. Если при этом дополнительно включить пульсирующие световые устройства и громкие звуковые сигналы, это дополнительно усилит эффект.

– Лифтовые шахты. Если на борту есть лифт, необходимо позаботиться, чтобы шахты невозможно было использовать для доступа посторонних в машинное отделение. Обычно это можно сделать, только убедившись, что кабина лифта остановлена и изолирована, то есть деактивирована на уровне верхней палубы судна. Это не позволит злоумышленникам взломать двери лифта и использовать шахту для доступа в машинное отделение сверху. Аварийные выходы из шахты лифта должны позволять членам экипажа выйти, но при этом препятствовать проникновению злоумышленников.

– Укрытия  и/или цитадели. На борту должно быть помещение, способное обеспечить максимальную физическую защиту экипажа. Какое место на судне будет выбрано в качестве укрытия, решается в процессе планирования мероприятий по обеспечению безопасности. Так, если в ходе оценки потенциальных угроз выясняется, что существует риск пробоины корпуса на уровне или ниже ватерлинии, то выбор делается в пользу помещения над ней.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: вопросы безопасности на судне должны иметь для судовладельцев первоочередное значение, поскольку от этого зависит сохранность самого судна, благополучие членов экипажа и, как следствие, успешность работы компании. Поэтому важно, чтобы операторы стремились минимизировать риски, а моряки со своей стороны четко придерживались установленных на борту правил.

По материалам Safety4Sea

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх