02.11.2022

Safer Seas Digest 2021 – бюллетень о завершенных расследованиях морских инцидентов

Его опубликовал Национальный совет по безопасности на транспорте США (US NTSB). Анализ происшествий за прошлый год, связанных с гибелью людей, травмами и серьезным ущербом имуществу, позволил определить проблемы, угрожающие безопасности, и дать исчерпывающие рекомендации. 

Так, среди метапроблем, выделенных NTSB, – остойчивость судна; локализация пожаров в машинном отделении; обледенение и тяжелые погодные условия; управление рисками и планирование; подготовка и крепление груза; командная работа; эффективная коммуникация; стандартные рабочие процедуры; транзит судов через узкие каналы; связь при чрезвычайных происшествиях и подготовка к оставлению судна; выявление навигационных опасностей; ввод данных АИС для буксировки; непрерывный мониторинг беспилотных судов; нехватка времени для проведения надлежащей процедуры приема-передачи дел на судне. 

Остойчивость

В NTSB отмечают, что инструкции по остойчивости судна должны быть точными, а экипаж – правильно использовать директиву при определении стабильности, то есть гарантировать, что судно загружено согласно критериям остойчивости, установленным проектировщиками и утвержденными регулирующими органами.

Пожары в «машине»

Машинные отделения содержат несколько источников топлива, и поэтому особенно уязвимы при быстро распространяющемся огне. При возникновении возгорания необходимо удалить источник доступного топлива для пожара. Проектировщики и операторы должны оценивать пожароопасность и обеспечивать эффективные средства для ее снижения. Владельцы же судов – чаще проводить тренировочные мероприятия для моряков по работе с механизмами, топливным  и смазочным маслами и системами отключения вентиляции машинного отделения.

Суровая погода

Судоходные компании должны постоянно оценивать планы действий в суровых погодных условиях, чтобы подготовиться к вызовам, а моряки – проявлять особую осторожность при работе. 

Управление рисками

Оценка риска, которая включает в себя выявление опасностей и угрозы, является важнейшим компонентом предотвращения несчастных случаев. Принимая во внимание вероятность и серьезность любой опасности, повышается точность выбора средства контроля, соответствующего уровню риска. Имея такую информацию, компания может разработать и внедрить план контроля. 

Груз

Для специалистов по планированию важно иметь инструменты и процедуры, такие как планы размещения, расчеты и инструкции по подготовке, чтобы определить надлежащую укладку и достаточность мер по креплению груза, загруженного на борт. Эти инструменты и процедуры должны учитывать тип груза и конструкцию судна, а также потенциальные опасности, связанные с транспортировкой. Операторы должны обеспечить соблюдение этих процедур во время погрузки.

Работа в команде

Сплоченные действия всего экипажа являются важной защитой от человеческих ошибок – хорошая команда должна предвидеть опасные ситуации и распознавать развитие цепочки ошибок. В случае сомнений члены экипажа должны высказаться. Обмен информацией между моряками – важный компонент эффективной командной работы.

Общение

Ранняя и плодотворная коммуникация имеет решающее значение и в профилактике ситуаций ближнего боя. Использование УКВ-радиосвязи может помочь развеять предположения и предоставить людям на мостике и операторам судов необходимую информацию для адекватной оценки намерений других судов. В ситуациях, когда несчастного случая не избежать, своевременное и эффективное сообщение может смягчить последствия, уменьшить ущерб, предотвратить травмы или гибель людей.

Операционные процедуры

Безопасность эксплуатации судов и соблюдение обязательных правил и норм могут быть обеспечены, в частности, путем установления четких стандартных операционных и аварийных процедур. В сочетании с регулярным обучением экипажей и персонала, участвующего в работах, можно подготовиться к аварийным ситуациям и снизить их риск.

Бедствие

Успешное реагирование на чрезвычайную ситуацию зависит от раннего оповещения о бедствии и четкой связи. Кроме того, подготовка к покиданию судна путем надевания спасательных костюмов или индивидуальных спасательных средств увеличивает вероятность выживания в случае чрезвычайной ситуации.

Навигационные опасности

Ситуационная осведомленность требует, чтобы моряк всегда был готов к опасностям, которые могут возникнуть на предполагаемом маршруте следования судна. Важно сверяться с береговым лоцманом и навигационными картами при разработке планов плавания, чтобы подготовиться к безопасному переходу.

АИС

Для повышения ситуационной осведомленности других лиц и предотвращения возможных неверных интерпретаций в АИС должны вводиться и передаваться во время движения общие размеры судна и его буксира, отражающие общую площадь буксировки.

Мониторинг судов

Пожар и затопление представляют опасность не только для судов с экипажем, но и для флота, находящегося без должного присмотра. Для защиты персонала, имущества и окружающей среды владельцам, операторам и менеджерам верфей рекомендуется координировать и осуществлять ту или иную форму непрерывного мониторинга судов, находящихся на техническом обслуживании на верфи, на стоянке или в каком-либо другом месте в период без постоянного экипажа на борту. Непрерывный мониторинг может состоять из плановых проверок безопасности и/или активной проверки с помощью систем обнаружения и сигнализации.

Достаточный период передачи

Усталость, как известно, является давней проблемой, которая продолжает отрицательно сказываться на безопасности морских операций. Недостаток сна – это очень рискованная практика, которая способна привести к несчастным случаям. Так, при посадке на судно моряк часто преодолевает большое расстояние, поэтому времени для отдыха практически не остается. Крайне важно, чтобы судовладельцы и операторы обеспечили присоединяющимся к судам членам экипажа возможность полноценного сна и отдыха и достаточного периода для передачи дел – все это прежде, чем они примут на себя обязанности на борту.

В Российском профсоюзе моряков добавляют, что безопасность должна быть превыше всего, поэтому очень важно знать причины, приведшие к авариям и человеческим жертвам, чтобы подобное не повторилось. «Все члены экипажа должны строго соблюдать существующие процедуры, правила и требования работы на борту судна, – подчеркивают в РПСМ. – Важно также, чтобы моряки вне зависимости от должности были в большей степени вовлечены в процесс принятия решений, которые могут нести в себе серьезные риски. Понимание перед началом любых работ потенциальных угроз имеет решающее значение в предотвращении морских инцидентов».

Полный доклад NTSB доступен ЗДЕСЬ.

Источник maritimecyprus.com; перевод ЦИА РПСМ; фото NTSB


↑ 

Наверх