28.10.2022

Рабский труд все еще существует – в море

Временами моряки становятся настоящими подневольными работниками: зарплаты не выплачиваются, судовладелец отказывается списывать на берег, угрожает и запугивает, а то и вовсе бросает судно вместе с экипажем без пищи и средств к существованию. Рабский труд используется практически во всем мире, однако есть места, где он особенно широко распространен – это Южно-Китайское море, а именно – тайский рыболовный сектор. Отчасти это объясняется тем, что рыболовная отрасль страны испытывает серьезную нехватку кадров. Так, согласно статистике ООН, в 2014 году дефицит работников рыболовного флота Таиланда составлял около 50 000 человек, и с тех пор ситуация мало изменилась.  Поэтому десятки тысяч мигрантов из Камбоджи, Лаоса, Мьянмы каждый год завозят в Таиланд, чтобы заполнить этот хронический дефицит. А потом капитаны беззастенчиво покупают и продают этих мужчин и мальчиков, как товар.

С учетом роста цен на топливо и сокращения численности рыбы  в прибрежных районах, эксперты в области морского труда прогнозируют, что рыболовные суда будут работать все дальше от берега, что повышает вероятность злоупотреблений в отношении моряков-мигрантов. Их работа  – чудовищно тяжелая. Таиландский рыболовный флот представляет собой практически убыточную, малоэффективную отрасль. Капитаны тем временем требуют от членов экипажа беспрекословного подчинения. Не допускается никаких жалоб: ни на слишком долгий рабочий день, ни на скудную пищу, ни на мизерную оплату труда. Одним словом, к ним относятся, как к рабам.  

Сотрудники некоммерческой журналистской организации из Вашингтона The Outlaw Ocean Project побывали на одном из таких таиландских рыболовных судов дальнего плавания, где используется рабский труд. Экипаж состоял из камбоджийцев. Мужчины и мальчики работали на палубе этого сейнера совершено босыми, рабочая смена длилась от 18 до 22 часов. Обычно сети закидывали ночью, потому что в темноте лучше видно блестящую чешую рыбы, за которой охотилось судно. 

Днем температура поднималась до 100º F (примерно 38º С), но экипаж продолжал трудиться без остановки. Питьевая вода строго лимитировалась. Когда работники не ловили рыбу, они сортировали улов и чинили постоянно рвавшиеся снасти. Один мальчишка, рубашка которого вся была испачкана рыбой, с гордостью демонстрировал руку, на которой недоставало двух пальцев: их отрезало сеткой, запутавшейся вокруг вращающейся ручки рыболовной катушки. Руки этих бедных людей, похоже, вообще никогда не высыхали, они все были в открытых ранах, порезах от рыбьей чешуи и плавников, с содранной кожей от постоянного натирания сеткой. Инфекции являлись их постоянными спутниками. Капитаны не скупились на амфетамин для членов экипажа, который придавал им сил, чтобы работать как можно дольше, но редко покупали антибиотики, чтобы вылечить их загноившиеся раны.

На таких судах матросов часто бьют за малейшую провинность: например, если они слишком медленно чинят порвавшуюся сеть или по ошибке закинули угольную рыбу в бадью со скумбрией.  Обычно подобное беззаконие творится на так называемых судах-призраках, которые нигде не зарегистрированы и которые власти Таиланда не могут отследить. Вдобавок ко всему, это происходит далеко в открытом море, где любые злоупотребления легко скрыть, и поэтому можно безнаказанно эксплуатировать людей. Обычно работники на таких судах не знают тайский язык, на котором говорят капитаны, не умеют плавать, а многие вообще до этого не видели моря.

Практически все эти рыбаки попадают в долговую кабалу еще до того, как оказываются на борту: чтобы нелегально выехать за границу и получить работу, они вынуждены брать в долг немалые суммы, которые потом должны отработать и вернуть.  В целом долговая кабала остается довольно распространенным явлением во многих странах.

Об этой и других историях беззакония в море можно подробнее узнать из выпущенного The Outlaw Ocean Project подкаста здесь.

В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают: сегодня принято считать, особенно в западных странах, что рабство давно ушло в прошлое. Однако как показывает практика, в том числе и в российском рыболовном секторе бывают серьезные нарушения: например, недавно было завершено расследование уголовного дела в отношении нескольких работников компании «Эльбрус», сотрудников безопасности, которые систематически наносили побои и телесные повреждения шестерым матросам-обработчикам для ускорения процесса обработки рыбной продукции и выполнения поставленного плана.

Рискуют оказаться подневольными работниками и моряки торгового флота, когда устраиваются на судно к непроверенному и неизвестному судовладельцу. Одна из громких историй случилась в 2011-2013 годах на теплоходах «SS Veles» и «SS Ross», где члены экипажа действительно попали в рабское положение. Так, моряков силой принуждали к работе и не допускали их обращения за помощью. В рейсе у членов экипажа сразу изъяли документы, никому не позволялось покидать судно. Тогда при невыясненных обстоятельствах на борту SS Ross погиб механик Константин Удилов. Еще один член экипажа, Владимир Краевой, скончался от полученной в рейсе травмы. Следствие по этому делу длилось несколько лет, но виновные так и не понесли заслуженного наказания.  

К несчастью, от подобного не застрахован ни один моряк. Однако бдительность и внимательность – главный залог безопасного трудоустройства. Перед рейсом важно как можно больше узнать о судовладельце – сделать это можно в том числе в профсоюзе.

По материалам maritime-executive.com

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх