24.10.2022

Ввести единую систему аккредитации деятельности по трудоустройству моряков на иностранные и российские суда

В конце сентября состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В его работе приняли участие представители Российского профсоюза моряков (РПСМ). 

Как рассказала эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова, повестка включала самый широкий круг вопросов – от формирования федерального бюджета и установления на следующий год величин минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума до трудоустройства граждан РФ за пределами страны и условиях въезда/выезда и пребывания/проживания в России иностранных граждан и лиц без гражданства. 

Светлана Колганова отдельно отметила, что члены РТК одобрили расширение перечня рабочих мест, в отношении которых уже установлены особенности проведения специальной оценки условий труда, а также продление на 2023 год принятых в текущем году особенностей регулирования трудовых отношений и особенностей оказания услуг в сфере занятости населения. 

Трудоустройство на флот 

Законопроектами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории РФ» и «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» предлагается отменить требование о лицензировании деятельности трудоустройства россиян за пределами территории РФ. Одновременно – ввести требование об аккредитации в отношении деятельности по трудоустройству российских граждан за пределами территории России для работы на судах, плавающих под иностранным флагом.

Для этого в законе от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» предлагается признать утратившей силу ст. 18, которой установлено требование о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории России. Вместо нее планируется ввести ст. 18.2, которая будет регулировать вопросы осуществления деятельности по трудоустройству только российских моряков на судах под иностранным флагом, включая требование об аккредитации в отношении данной деятельности.

Также подразумевается исключение из КоАП РФ ст. 18.13, предусматривающую ответственность за незаконную деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей, и введение ст. 18.13.1, подразумевающую ответственность за незаконную деятельность по трудоустройству россиян за пределами территории РФ для работы на судах под иностранным флагом. Эти изменения предполагают сохранение объема требований и ответственности, предъявляемых к данной деятельности, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 8 октября 2012 года № 1022 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ». 

Помимо этого сохраняются требования о контроле за осуществлением деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству россиян за пределами территории РФ, осуществление которого будет передано Роструду, полномочия же по регулированию данной деятельности возлагаются на Министерство труда и социальной защиты РФ. 

На протяжении работы над законопроектами Российский профсоюз моряков в целом поддерживал эти инициативы. Вместе с тем РПСМ ставил вопрос о введении единой системы аккредитации деятельности по трудоустройству моряков как на иностранные, так и российские суда. Об этом в интересах российского плавсостава заявляла и Федерация профсоюзов работников морского транспорта (ФПРТМ) в ходе обсуждения законопроектов на рабочих группах РТК, предшествующих вынесению на основное заседание РТК. 

По итогам консультаций Минтруда с представителями РПСМ законопроекты были поддержаны в связи с достигнутой договоренностью о дальнейшей работе над совершенствованием регулирования деятельности по трудоустройству моряков. Решения, о которых идет речь, нашли отражение в итоговом протоколе прошедшего заседания РТК. 

Эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова пояснила, что РТК предложила Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, ФПРМТ и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Российская палата судоходства» дать оценку существующему регулированию деятельности по трудоустройству моряков на суда под национальным флагом, установленному приказом Минздравсоцразвития России от 8 декабря 2009 года № 962н. В частности, на предмет соответствия положениям Правила 1.4 и Стандарту А1.4 Конвенции о труде в морском судоходстве, а также проработать вопрос о допустимой и достаточной форме регулирования данной деятельности с учетом указанных требований КТМС. После принятия федеральных законов – провести анализ правоприменительной практики их реализации и консультации с социальными партнерами. 

Кроме того, в решении РТК нашла отражение позиция РПСМ о необходимости создания единой системы регулирования деятельности по трудоустройству моряков независимо от национальности судна, на которое осуществляется трудоустройство, в соответствии с требованиями Конвенции о труде в морском судоходстве.

Социально-экономическое развитие РФ

Прогноз социально-экономического развития РФ, на период на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов подготовило Министерство экономического развития России. Он предполагает выход страны на экономический рост, начиная с 2024 года. Так, если в 2022 и в 2023 гг. снижение ВВП предполагается на 2,9 % и на 0,8 %, соответственно, то в 2024 и 2025 гг. ожидается рост – на 2,6 % ежегодно. 

Также прогнозируется замедление темпов инфляции: в 2022 году инфляция составит 12,4 %, в 2023 г. – 5,5 %, в 2024-2025 гг. – 4 %.

По оценкам Минэкономразвития РФ снижение реальных располагаемых доходов в 2022 году составит 2,2 %, а далее ожидается рост: в 2023-2025 гг. на 1,6 %, 2,8% и 2,5%, соответственно. Аналогично прогнозируется снижение реальной заработной платы: в 2022 году – на 2%, с ростом в 2023-2025 гг. – на 2,6 %, 2,9 %, 2,8 %, соответственно.

В то же время предполагается низкий уровень безработицы: к 2025 году он не превысит 4,1%.

Федеральный бюджет РФ 

Основные параметры бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг., предполагают дефицит консолидированного дефицита в течение прогнозного периода. В 2023 году он планируется в размере 2 880, 8 млрд руб.; в 2024 году – 2 090,3 млрд руб.; в 2025 году –  858,6 млрд руб. 

Сторона работодателей на РТК отметила, что отдельные решения по налогообложению, закладывающиеся в проект бюджета, еще не приняты в качестве законодательных актов. При этом соответствующие им законопроекты не обсуждались с социальными партнерами. Поэтому члены комиссии приняли к сведению информацию о проекте ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг.».

Помимо этого стороны обратили внимание Минфина России на то, что проект федерального закона подготовлен с учетом проектируемых положений, которые не являются нормами законодательства, а часть законопроектов, которые должны быть рассмотрены в рамках РТК, выносились для рассмотрения на заседание Правительства РФ 22 сентября 2022 года без обсуждения. В частности, это касается проекта ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Документ разрабатывался при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов внебюджетных фондов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг. Внимание Министерства финансов РФ обратили и на необходимость рассматривать изменения в Налоговый кодекс РФ, которые вносятся вместе с проектом федерального бюджета, единым пакетом.

Бюджет СФР РФ 

Бюджет Фонда пенсионного и социального страхования РФ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг. обеспечивает обязательное пенсионное страхование (ОПС); страхование временной нетрудоспособности и в связи с материнством; страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. 

В целом в 2023-2025 гг. планируется рост доходов бюджета СФР с 13 713,2 млрд руб. до 15 422,5 млрд. руб., расходов – с 13 542,5 млрд руб. до 14 987,4 млрд руб., профицита – с 170 668,6 млрд руб. до 435 055 рублей. При этом доходы включают межбюджетные трансферты. Большая часть роста размера профицита бюджета СФР планируется на 2025 год.

Исходя из составляющих показателей бюджета СФР, основной рост профицита формируется за счет обязательного пенсионного страхования. В этой части проектом бюджета СФР на 2023 год планируется дефицит 10,9 млрд руб., в 2024-2025 гг. профицит составит 51,5 млрд руб. и 325,8 млрд руб., соответственно. 

В части обязательного страхования временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхования от несчастных случаев и профзаболеваний бюджет формируется профицитным на весь период, однако их вклад в формирование профицита бюджета СФР по сравнению с вкладом от ОПС не так значителен.

По этому вопросу также были представлены основные показатели пенсионной системы. Можно отметить, что индексация страховых пенсий планируется в размере 4,8% в 2023 г., 4,6% – в 2024 г. и 7,7% – в 2025 г., индексация социальных пенсий – 3,3% в 2023 г., 4,7 % – в 2024 г., 5,6 % – в 2025 г. Планируется сокращение получателей пенсий с 38,16 млн человек до 37,69 млн. Рост среднегодового размера страховой пенсии планируется в 2023 г. – 7,5%, в 2024 г. – 3,8 %, в 2025 г. – 4,2%.

В ходе обсуждения работодатели высказали свои возражения в связи с закладываемым в проект бюджета СФР повышением предельной базы для исчисления страховых взносов, а профсоюзы в основном поддержали проект федерального закона.

Работодатели отметили, что не поддерживают повышение предельной базы для исчисления страховых взносов, что повышает нагрузку на фонд оплаты труда и формирует существенный профицит Фонда пенсионного и социального страхования РФ. Сторона РТК также обратила внимание на то, что расчеты и обоснования повышения предельной базы для исчисления страховых взносов не представлены, вопрос не обсуждался с социальными партнерами, включая проведение предварительных консультаций, что нарушает принципы социального партнерства.

Кроме того, координаторам общероссийских объединений профсоюзов и работодателей на РТК предложено направить в секретариат комиссии замечания и предложения к проекту федерального закона, а ему в свою очередь – указанные замечания и предложения в Минтруд РФ.

Несчастные случаи на производстве

Законопроектом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» устанавливается, что на указанное время страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний уплачиваются в порядке и по тарифам, которые установлены ФЗ от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2022 году – 32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска, а также льгота по уплате страховых взносов на отчисления в пользу застрахованных, являющихся инвалидами, – оплата производится в размере 60 % от установленного страхового взноса.

Члены РТК согласились с законопроектом.

Бюджет ФОМС

Так, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования планируется по доходам в 2023 году в размере 3 101, 1 млрд рублей, в 2024 году – 3 348, 3 млрд рублей, в 2025 г. – 3 568 млрд рублей. Что касается расходов, то в 2023 году в размере 3 183, 8 млрд рублей, в 2024 г. – 3 401, 4 млрд рублей, в 2025 г. – 3 610 млрд рублей. Предполагаемый дефицит бюджета ФОМС составит в 2023 году 82,7 млрд рублей, в 2024 г. – 53, 1 млрд рублей, в 2025 г. – 41, 96 млрд рублей. Бюджет ФОМС сбалансирован за счет переходящих остатков с предыдущих периодов.

В составе доходов основную часть составляют страховые взносы на ОМС, на их долю в 2023 году приходится 85,3 %, в 2024 г. – 85,8 %, в 2025 г. – 86,2 %. Также в составе доходов закладывается ежегодный межбюджетный трансфер из федерального бюджета – на выпадающие доходы в связи с установлением пониженных страховых взносов, оказание высокотехнологичной медицинской помощи и другое.

В структуре расходов на долю субвенции приходится более 86%.

В расчетах заложены изменения в законодательстве, предполагающие установление единого тарифа страховых взносов с 2023 года.

В целом члены РТК согласились с проектом федерального закона.

МРОТ – 16 242 рубля в месяц

Проектом ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и приостановлении действия ее отдельных положений» предлагается установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2023 года в сумме 16 242 рубля в месяц. Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагаемый МРОТ составляет 45,9 % по отношению к медианной заработной плате за 2021 год. В 2022 году МРОТ в среднегодовом выражении к медианной заработной плате за 2020 год составил 45,3%. При этом ч. 2 и 4 ст. 1 ФЗ от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» предусмотрено, что МРОТ исчисляется исходя из соотношения МРОТ и медианной зарплаты за предыдущий год в размере 42%. В связи с этим законопроектом также приостанавливается на 2023-2024 гг. действие ч. 2 и 4 ст. 1 ФЗ о МРОТ о порядке определения суммы МРОТ.

Члены РТК в основном согласились с проектом федерального закона. При этом стороны социального партнерства обозначили свои позиции. Так, сторона профсоюзов, отметила, что законодательно не определены критерии установления величины МРОТ; величина МРОТ на 2023 год может не обеспечить сохранения покупательной способности заработной платы работников в связи с темпами роста индекса потребительских цен суммарно на 2022-2023 гг. Работодатели обратили внимание на то, что одновременно повышается нагрузка на фонд заработной платы как за счет увеличения МРОТ, так и предельной базы для исчисления страховых взносов в системе обязательного социального страхования.

Прожиточный минимум в России

Законопроектом «О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» предлагается приостановить действие нормы ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» о порядке установления величины прожиточного минимума (ВПМ). Согласно этим нормам, ВПМ исчисляется исходя из соотношения ВПМ на душу населения в целом по России и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год в размере 44,2%. На 2023-2024 гг. ВПМ предлагается устанавливать ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Согласно пояснительной записке к законопроекту, на 2023-2024 гг. – исходя из прогнозируемой границы бедности по итогам 2023 года – 14 375 руб. и 2024 года – 15 049 руб. Действующий с 1 июня 2022 года размер ВПМ на душу населения составляет 13 919 руб. в текущем году. 

Предложения мотивируются тем, что действующее соотношение ВПМ с медианным доходом в 44,2% не может быть использовано в условиях высокой прогнозируемой инфляции на 2022-2024 гг, а также сложившегося медианного дохода за 2021 год – 30 083 руб. и его прогнозируемого уровня за 2022 год.

В целом члены РТК согласились с законопроектом. Однако сторона профсоюзов отметила, что в настоящее время законодательно не определены критерии установления величины прожиточного минимума, и ВПМ, устанавливаемая на следующий год, может не обеспечить сохранение покупательной способности доходов населения в связи с темпами роста индекса потребительских цен суммарно на 2022-2023 гг.

РФ: въезд, пребывание и выезд 

Законопроект «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» направлен на регулирование отношений в сфере миграции. Документ содержит нормы, регулирующие осуществление трудовой деятельности иностранцами. Этим вопросам посвящен Раздел V законопроекта. Также в разделе IX «Полномочия органов государственной власти и отдельных организаций по регулированию и реализации правоотношений в сфере миграции» есть глава 26, определяющая механизмы государственного регулирования допуска иностранных граждан на рынок труда. 

В части регулирования трудовой миграции законопроектом предусмотрен отказ от требований о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также механизма квотирования. Вместо них регулирование будет осуществляться посредством ведения электронного реестра работодателей, привлекающих иностранцев; реестра иностранных работников; реестра недобросовестных работодателей.

Регистрация в реестрах работодателей и работников станет обязательным условием для работодателя или заказчика услуг для привлечения к трудовой деятельности иностранцев, а для таких граждан – условием реализации права на осуществление трудовой деятельности на территории РФ соответственно. Ведение электронного реестра работодателей планируется осуществлять на базе ЕЦП «Работа в России», реестра работников – МВД России. Также на ведомство предполагается возложить ведение реестра недобросовестных работодателей. Критерии для внесения в него – уголовные и административные нарушения в сфере миграционного законодательства: для административных – неоднократно в течение года (три и более раз).

В главе 26 «Механизмы государственного регулирования допуска иностранных граждан на рынок труда» предусматриваются полномочия Правительства РФ по регулированию допуска иностранных граждан к российскому рынку труда (ст. 147). В числе таких мер – установление запретов на работу иностранцев по профессиям и видам деятельности, в том числе на отдельных объектах, определяемых по соображениям безопасности; по принципу взаимности и гражданской принадлежности иностранных граждан; на введение ограничений по социально-экономическим причинам для воздействия на спрос и предложение рабочей силы. В этой же статье перечисляются основания применения возможных мер – действия иностранного государства, возникновение угроз ухудшения эпидемиологической ситуации, противоречие экономическим интересам РФ, создание социальной напряженности экономического, религиозного, этнокультурного или иного характера и другими обстоятельствами. МВД России также дается право приостановить на определенный период включение иностранцев в реестр работников на территории отдельного субъекта РФ на основании мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти или высшего должностного лица субъекта РФ.

В ходе предварительного обсуждения на профильной рабочей группе РТК Федерация профсоюзов работников морского транспорта направляла замечания к данному законопроекту. В частности, ФПРМТ предлагала ввести дополнительные требования к трудоустройству иностранных граждан на должности членов экипажей морских судов, обеспечивающие приоритетное трудоустройство граждан РФ ввиду особенностей регулирования данной сферы, а также дефицита соответствующих рабочих мест, который может усилиться на фоне вводимых санкций. Такое регулирование сейчас содержит ФЗ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Однако предложение Федерации не было учтено в представленной к заседанию РТК редакции законопроекта. Поэтому по инициативе ФПРМТ профсоюзная сторона РТК вновь поставила данный вопрос перед разработчиками. Члены РТК предложили МВД РФ совместно с Минтрудом и Минтрансом провести дополнительные консультации с представителями общероссийских объединений профсоюзов и работодателей.

Страхование от несчастных случаев и профзаболеваний 

Законопроект «О внесении изменений в ст. 11 и 12 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предлагает внести изменения в ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Среди них – увеличение выплаты в связи со смертью застрахованного лица с 1 до 2 млн руб.; расчет ежемесячной страховой выплаты из заработка не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; соответствующий перерасчет ранее назначенных выплат.

Изменения предлагается реализовывать в пределах средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ. Члены РТК согласились с проектом ФЗ.

О гарантиях прав участников НПФ

Проект ФЗ № 130955-8 «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению» внесен группой депутатов и прошел первое чтение в ГД РФ. Законопроект предусматривает создание на базе Агентства по страхованию вкладов системы гарантирования прав участников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению. Она будет основана на механизмах, используемых сегодня в системах страхования банковских вкладов и гарантирования пенсионных накоплений. Гарантийными случаями в соответствии с законопроектом станут аннулирование лицензии НПФ (за исключением добровольного) или банкротство НПФ. Гарантийное возмещение в СГП НПО будет выплачиваться за счет фонда гарантирования НПО, администрируемого АСВ и формируемого из ежегодных гарантийных взносов НПФ.

В целом члены РТК согласились с проектом федерального закона.

Трудовой договор с педагогом 

Законопроектом «О внесении изменений в ст. 332 ТК РФ» предлагается отрегулировать особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу. Так, вводится порядок определения срока трудового договора. Основное изменение касается срока избрания на должность: он будет определяться коллегиальным органом управления организации, но не менее трех лет и не более пяти лет. Действующее регулирование такого положения не содержит, что позволяет заключать срочный трудовой договор на произвольный срок.

Также уточняется, что при избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника действие такого договора продлевается на неопределенный срок или срок избрания на соответствующую должность. Действующее регулирование не гарантирует, что в случае переизбрания на должность работнику новый срок трудового договора будет определен в соответствии со сроком избрания на соответствующую должность, а устанавливает, что срок определяется в пределах пяти лет.

Разработка законопроекта была вызвана принятием постановления Конституционного Суда РФ от 15 июля 2022 года № 32-П «По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой ст. 332 ТК РФ в связи с жалобой гражданина А. А. Подакова». Так, КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ части первая и восьмая ст. 332 ТК РФ в той мере, в какой они допускают произвольное определение работодателем срока трудового договора, заключаемого по итогам конкурса на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, а также произвольное определение срока, на который продлевается действие срочного трудового договора при избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им должности. КС РФ предписал внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на предоставление указанной категории работников защиты от необоснованного заключения с ними краткосрочных трудовых договоров и произвольного определения работодателем сроков их действия, а также срока, на который продлевается действие срочного трудового договора при избрании работника по конкурсу на замещение той же должности.

Конфедерация труда России (КТР) направляла разработчику свои замечания и предложения к законопроекту в целях наиболее полной реализации принятого Конституционным Судом России постановления. В частности, в заключении КТР отмечалась необходимость доработки в ч. 2 ст. 332 ТК РФ с тем, чтобы коллегиальный орган ВУЗа определял минимальный срок заключения срочного трудового договора; чтобы окончательный срок определял единоличный исполнительный орган ВУЗа (ректор), но не ниже этого минимального срока. Помимо этого в ч. 8 ст. 332 ТК РФ – расширить перечень ситуаций, когда с педагогическим работником, относящимся к профессорско-преподавательскому составу, должен быть заключен бессрочный трудовой договор, отнеся к ним случай избрания работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности.

В целом члены РТК согласились с проектом федерального закона.

Сохранить и дополнить рабочие места с СОУТ

Проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» планируется принять новую редакцию перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых СОУТ проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей. Действующий перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 года № 290. Его планируется признать утратившим силу. В новой редакции проекта предлагается сохранить все рабочие места, в отношении которых уже установлены особенности проведения СОУТ.

Одновременно перечень планируется дополнить рабочими местами в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, – субъектах малого предпринимательства (включая работодателей-индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям. Члены РТК согласились с проектом постановления.

В связи с этим члены РТК рассмотрели проект приказа Минтруда России  «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, – субъектах малого предпринимательства (включая работодателей-индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям». 

Документом предлагается утвердить особенности проведения СОУТ на микропредприятиях, а также форму проверочного листа идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте и форму декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Особенностями определены виды экономической деятельности, к которым они могут применяться. В их числе – деятельность общественных организаций. Так, особенности позволят проводить идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах работодателю совместно с работниками без привлечения организации, проводящей СОУТ. Работодателем на каждое рабочее место заполняется проверочный лист. Если все потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, то условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Тогда работодатель оформляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая подается в территориальный орган Роструда. 

Если на рабочем месте идентифицирован хотя бы один вредный и (или) опасный производственный фактор, то проводится СОУТ с привлечением организаций, проводящих специальную оценку.

Особенности также определяют ситуации, когда их применение не допускается. Среди них – выполнение работы по должности, профессии предполагает досрочное назначение пенсии; на рабочих местах предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; ранее были выявлены вредные и (или) опасные факторы.

Члены РТК одобрили проект приказа.

Другие проекты

Кроме того, на заседании РТК были представлены проект ФЗ «О внесении изменения в ст. 25 ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»; проекты постановлений Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 года № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году»; «О порядке осуществления Фондом пенсионного и социального страхования РФ функций и полномочий учредителя территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования РФ, а также учредителя подведомственных Фонду пенсионного и социального страхования РФ федеральных государственных бюджетных учреждений»; «Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ отдельные виды экономической деятельности». В целом члены РТК согласились с представленными документами.



↑ 

Наверх