24.10.2022

Как избежать штрафа за сброс отходов в неположенном месте?

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) разрешает сбрасывать в море непереработанные пищевые отходы с судов, следующих на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега. Звучит просто и понятно? Как поясняют в клубе взаимного страхования Gard, к сожалению, это не так – ведь не все прибрежные государства определяют свою «ближайшую сухопутную границу» одинаково.

Следование правилам не избавляет от штрафа?

Например, как передает китайский корреспондент Gard Hutatai Marine, работающие в стране суда регулярно штрафуют за несоблюдение правил сброса отходов в водах Китая, чаще всего – за незаконный сброс пищевых отходов. В целом требования государства в этом вопросе не являются более строгими, чем те, которые изложены в Приложении V к МАРПОЛ. Основная причина штрафных санкций – в том, что процедуры сброса отходов и навигационные карты имеют недостаточно четкие координаты районов китайских прибрежных вод, где запрещен сброс пищевых отходов.

В частности, некоторое время назад застрахованное компанией Gard судно задержали за незаконный сброс пищевых отходов в воды Китая в порту Нинбо. Однако согласно записям в судовом журнале во время предполагаемого нарушения, когда  судно было на подходе к порту,  экипаж принял все необходимые меры, чтобы избавиться от отходов на расстоянии не менее 12 морских миль от берега. Похожие инциденты имели место и в Австралии. В одном из них предполагаемый незаконный сброс произошел, когда судно шло в 13 морских милях от берега, или, точнее, от острова у северо-восточного побережья материковой части Австралии. 

Итак, в обоих описанных случаях при сбросе пищевых отходов теплоход находился на расстоянии более 12 морских миль от береговой линии соответствующей страны. Так почему же их оштрафовали?

Краткий обзор Приложения V

Конвенция МАРПОЛ запрещает сброс в море почти всех видов мусора, включая пластик, однако содержит отдельное исключение для пищевых отходов. Так, в соответствии с Приложением V  сброс пищевых отходов в море разрешается, когда судно находится в пути и как можно дальше от ближайшего берега, но в любом случае не менее чем в 3 морских милях от ближайшего побережья, если сбрасываемые пищевые отходы измельчены или размолоты, и не менее 12 миль, если они не переработаны. Более строгие требования к сбросу мусора применяются в так называемых «особых районах», однако ни Китай, ни Австралия не определили никаких особых зон с точки зрения Приложения V МАРПОЛ.

Что же такое «ближайший берег»?

Обычно выражение «от ближайшего берега» значит:  от исходной линии, от которой отмеряются территориальные воды соответствующей страны. Однако есть одно исключение из общего определения: на северо-восточном побережье Австралии ближайшая сухопутная граница проходит вокруг внешнего края района Большого Барьерного рифа (ББР), и расстояния, в границах которых разрешены сбросы с судов, должны отсчитываться от нее. Международная морская организация (ИМО) определила регион ББР как особо уязвимый морской район (PSSA), и поэтому в отношении теплоходов, проходящих через регион, применяются дополнительные меры защиты, такие как система установленных путей движения судов и ограничение сбросов. На веб-сайте Австралийского управления морской безопасности (AMSA) есть раздел «Навигация через Большой Барьерный риф и Торресов пролив» (Navigation through the Great Barrier Reef and Torres Strait), где содержится перечень всех ключевых требований.

Еще одним спорным моментом является то, что не все страны одинаково определяют свои исходные линии. Для многих исходная линия для установления границы территориальных вод  проводится по линии отлива, как указано на официальных картах. Возможно, самый простой способ – это принять за такую линию очертания побережья страны. Однако ряд государств установил исходные линии в виде прямых между выступающими прибрежными объектами,  другие же претендуют на «статус архипелагов» с исходными линиями, соединяющими отдаленные острова. Таким образом исходные линии таких стран могут находиться на расстоянии многих морских миль от их берегов.

За что же поплатились суда?

Итак, почему же в двух вышеупомянутых инцидентах теплоходы были оштрафованы за незаконный сброс пищевых отходов в море?

В случае с Китаем экипаж не знал, что страна объявила в качестве исходных линии прямые, соединяющие выступающие части своего побережья. В соответствии с заявлением Китая от 15 мая 1996 года, исходная линия у порта Нинбо проводится между точками, расположенными на двух довольно удаленных островах, что  отодвигает границу территориальных вод дальше в сторону моря. Следовательно, экипаж все-таки сбросил пищевые отходы на слишком малом расстоянии от береговой линии Китая, однако сделал это не умышленно: моряки просто-напросто не осознавали, что находятся в территориальных водах страны.

В случае с Австралией экипаж сбросил пищевые отходы в месте, значительно превышающем предел в 12 морских миль, измеряемый от исходной линии Австралии, однако не понял, что судно находится в районе ББР. Получается, и в этом случае моряки не пытались умышленно обойти требования МАРПОЛ. Стоит, однако, помнить, что точные координаты региона ББР содержатся в Конвенции.

Как избежать проблем

В связи с возникающими проблемами в Gard дали ряд советов и рекомендаций. В клубе подчеркивают:  в двух описанных выше случаях речь шла о сбросе отходов, подпадающих под действие Приложения V МАРПОЛ. Однако для сбросов других видов отходов, которые контролирует Конвенция, также предусмотрено минимальное расстояние от ближайшего берега, которое нужно знать и соблюдать.

В свою очередь капитаны должны следить, чтобы требования к охране окружающей среды учитывались при планировании рейса и перехода. В подробном плане следует обозначить места, к которым применимы конкретные  экологические требования. В циркуляре ИМО MEPC.1/Circ.778/Rev.3 представлен обзор всех особых районов, определенных в Приложениях I, II и V к МАРПОЛ, а также Зон контроля выбросов (ECA), определенных в Приложении VI  МАРПОЛ. В циркуляре также перечислены все особо уязвимые районы (PSSA), определенные ИМО, и применимые к ним меры защиты морской среды.

Операторам тем временем необходимо следить, чтобы судовые процедуры, в частности, План управления мусором и Журнал операций с мусором, а также навигационные карты, содержали всю необходимую информацию и были актуальными. По данным AMSA, суда, на которых нет корректных карт, могут задержать. Использование неофициальных карт свидетельствует о ненадлежащем планировании рейса в соответствии с Системой управления безопасностью судна. Кроме того, это может говорить о том, что теплоход не пригоден к переходу или представляет угрозу для окружающей среды.

Экипажам необходимо напомнить, что «ближайший берег» в  МАРПОЛ не обязательно означает «ближайшую береговую линию». В Австралии ближайшая сухопутная граница проходит по внешнему краю района ББР. Другие страны установили исходные линии, которые лежат вне их берегов, и именно от этих исходных линий рассчитываются минимальные расстояния в соответствии с требованиями.

Если есть сомнения по поводу координат исходной линии или ближайшего берега, лучше обратиться за уточнениями к местным агентам. Важно помнить:  хотя сброс пищевых отходов разрешен в определенных границах, их нельзя упаковывать в пластиковые мешки для мусора, потому что пластик не должен попадать в море ни при каких обстоятельствах.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что знание международных норм и законов как судовладельцами, так и моряками – важнейшая часть беспроблемного рейса.  Поэтому необходимо постоянно актуализовать свои знания в этой сфере.

По материалам hellenicshippingnews.com, фотография – ИМО

↑ 

Наверх