13.10.2022

MACN: для искоренения коррупции необходимы системные изменения

За почти 10 лет своей деятельности Морская антикоррупционная сеть (Maritime Anti-Corruption Network, или MACN) собрала с помощью анонимной системы информирования 50 000 сообщений о случаях коррупции в более чем  1000 портах в 150 странах. При этом свыше 2000 из этих сообщений связаны с риском для безопасности судна и экипажа, включая угрозу физической расправы. Чаще всего – в 61% случаев – в качестве взяток требуют сигареты, в 71% случаев от взятки зависит задержка или риск задержки судна в порту, а 61% всех зарегистрированных случаев коррупции приходится на порты Восточной Азии и Тихоокеанского региона, а также Ближний Восток и Северную Африку.

Угроза безопасности и развитию

«Это свидетельствует как о значительных объемах грузоперевозок в этих регионах, так и о возможных проблемах с добросовестностью в местных портах, – сказала генеральный директор MACN Сесилия Мюллер Торбранд. – Несмотря на достигнутый прогресс, судоходная отрасль по-прежнему сталкивается с различными подходами к вопросам этики и честности. Создание равных условий для всех и согласование единообразных стандартов имеют решающее значение для борьбы с морской коррупцией».  

MACN отмечает, что эта проблема увеличивает эксплуатационные расходы, ставит под угрозу безопасность и благополучие экипажа, а также является препятствием для торговли и развития. По оценкам экспертов, коррупция в морском секторе ведет к достаточно сильному росту торговых издержек, особенно в развивающихся странах. В частности, в Южной Африке из-за  взяток итоговая стоимость морской перевозки стандартного 20-футового контейнера увеличивается на 14%. MACN использует результаты программы анонимных сообщений об инцидентах, чтобы участники отрасли могли учиться на опыте друг друга, как не стать жертвами коррупции.

 «Двадцать лет назад исследователи и эксперты обращали мало внимания на недобросовестное  управление и взяточничество, но сегодня очевидна связь между честностью государственных институтов, реализующих политику борьбы с коррупцией, и экономическим развитием», – считает Сесилия  Мюллер Торбранд.  

Она сравнивает формирование морской отрасли с созданием «питательной среды для «принуждающей» коррупции, когда портовые чиновники получают взятки от компаний за выполнение обычных процедур оформления судов и грузов». По словам Сесилии Мюллер Торбранд, в отрасли, где в рабочих процессах задействовано большое количество участников из разных юрисдикций, неизбежно взаимодействие с многочисленными государственными чиновниками, обладающими широкими полномочиями. Положение еще больше усугубляется тем, что порт представляет собой «административную монополию на оказание целого ряда важных государственных услуг».

Если ситуацию не исправить, последствия могут быть экстремальными: «Борьба с коррупцией превратилась в область внешней политики с далеко идущими последствиями для компаний и высшего руководства, – отметила Сесилия Мюллер Торбранд. – Это больше не локальная проблема судовладельца, которая грозит простым штрафом: теперь помимо этого различные санкции распространяются на головной офис и высшее руководство компании. Законы о коррупции постоянно ужесточаются, и одновременно расширяется зона охвата  регулирующих органов».

Сотрудничество и коллективные усилия

Социальные и экономические проблемы, связанные с коррупцией, в настоящее время общепризнаны. MACN идет дальше: в организации считают, что необходимы коллективные усилия для внесения системных изменений, направленных на искоренение коррупции. «Особенно это касается международной  морской отрасли, где эта проблема возникает в результате взаимодействия множества участников как из государственного сектора, так и из бизнес-среды», – сказала Сесилия  Мюллер Торбранд.

Деятельность MACN уже принесла свои плоды. Особенно заметными стали успехи в тех странах, где участники отрасли предприняли активные меры по борьбе с коррупцией – таких как Нигерия, Египет и Аргентина. Так, если раньше в Нигерии разрешение потенциальных разногласий могло занимать от  7 до 10 дней, то сегодня благодаря сотрудничеству с местными властями на это уходит от 1 до 8 часов. «Это намного снижает эксплуатационные расходы, связанные с задержками судов», – отметила Сесилия  Мюллер Торбранд.

Второй удачный пример – Аргентина. Здесь портовые расходы и коммерческие убытки за каждый дополнительный день пребывания судна в порту могут доходить до 50 000 долларов США и более. При этом на сегодняшний день количество случаев вымогательства взяток  в аргентинских портах уменьшилось на 90%, что значительно сократило эксплуатационные расходы и время пребывания судна в порту. 

В MACN подчеркивают, что во многих портах прошедшие соответствующую подготовку члены экипажа, столкнувшись с вымогателями взяток, могут успешно противостоять им. Тем не менее есть еще немало мест, где коррупция процветает. Поэтому MACN призывает выработать и применять общеотраслевой подход к борьбе с коррупцией, при котором участие, поддержка и взаимодействие высшего руководства имеют решающее значение для достижения прогресса.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что коррупция в портах в первую очередь становится проблемой членов экипажей. Они оказываются в ситуации, где любое их действие  принесет негативные последствия: если не дать взятку сотруднику порта, который ее вымогает, судно рискует столкнуться с задержкой, а судовладелец – с лишними расходами. Давать взятки же запрещено и может повлечь за собой по меньшей мере штраф. В связи с этим в РПСМ согласны: проблему коррупции в портах необходимо решать на глобальном уровне.

По материалам hellenicshippingnews.com

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх