11.10.2022

Диагноз логистического рынка Балтики: нездоровое перераспределение грузопотоков

Только в августе на Балтике грузооборот, если сравнивать показатели с предыдущим годом, сократился на 6%, контейнерооборот рухнул на 80%. Рынок лихорадит – происходящее нельзя назвать признаком здоровых рыночных отношений. Так начала свое выступление на III Международной конференции «Shipping, Freight & Digital in Shipping. Опыт 2022» Елена Шелеметьева, директор по маркетингу SeaNews. На основе информационно-аналитического сервиса SeaNews ПортСтат, она подготовила справку за последние полгода о перевалке в российских портах. 

– Любое лечение начинается с постановки диагноза. Диагноз, если говорить кратко, – огнестрельное проникающее, но жизненно важные органы не задеты, – говорит Е. Шелеметьева. 

Почему проникающее? «Потому что те игроки, которые срочно покинули российский логистический рынок, вросли основательно. Их уход стал болезненным для всех – свои мощности они выдирали с мясом и кровью – как со своими, так и с нашими – российскими», – объясняет докладчик. 

По итогам 8 месяцев 2022 года российские порты в сумме перевалили 550 млн тонн грузов. Рост в сравнении с прошлогодними показателями минимальный – на 0,1%. «Но он  все равно есть. В августе грузооборот российских портов даже вырос – почти на 2%», – констатирует она. 

Балтика пострадала от падения грузооборота значительно – именно сюда шли грузы, которые экспортировали из теперь уже недружественных стран или импортировали. В том числе и те виды грузов, которые попали в санкционный список. «В первую очередь санкции ударили по контейнерам. Тут сказались досмотры с пристрастием в портах отгрузки и уход крупных перевозчиков. По итогам полугодия контейнерооборот снизился вдвое, и этот показатель учитывает работу в первые два месяца 2022 года, когда грузы свободно уходили и приходили в порты. На Балтике контейнерооборот в августе рухнул почти на 80%, накопительный итог работы за первые 8 месяцев – 48%. Обвал произошел на всех терминалах региона. Но были и всплески: например, в апреле на Калининградском МТП. Скорее всего, оттуда вывозили порожние контейнеры Maersk, потому что в мае падение контейнерооборота продолжилось», – продолжает Елена Шелеметьева.

Терминалы все равно работают, ищут на фоне снижения контейнерооборота варианты загрузки мощностей – например, порт Бронка грузит удобрения. При этом рухнул не только контейнерооборот в портах Балтики – снизилась погрузка накатных грузов. В августе снижение достигло 96%, если сравнивать показатели этого года с предыдущим, ковидным. Участники рынка и вовсе заявляют, что грузы ро-ро уходят из портов Балтийского бассейна.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что в настоящий момент морская отрасль в России действительно претерпевает значительные изменения. «Очень важно, чтобы они проходили без урона для работников – на это должны обратить особое внимание как сами работодатели, представленные в этой сфере, так и власти нашей страны», – считают в РПСМ.  

Источник: rzd-partner.ru


↑ 

Наверх