07.10.2022

Расплачивается всегда капитан

Хирург, который неправильно провел операцию, водитель грузовика, отвлекшийся от дороги, капитан, допустивший столкновение или посадку судна на мель, сегодня поплатятся за свою ошибку не только увольнением – они ответят перед законом, и во многом со справедливостью этого трудно не согласиться. Однако бывают случаи, когда нити ответственности настолько слабы, что сам закон теряет всякое уважение и проигрывает по всем статьям, а в морской отрасли уголовные наказания часто кажутся совершенно необоснованными и лишенными здравого смысла. Так, например, недавно суд приговорил к условному сроку и штрафу в размере 28 000 долларов США капитана и членов экипажа за то, что в порту Джебель-Али на борту их фидерного контейнеровоза контейнер взорвался сразу же после погрузки.  О том, насколько оправданы такие законы, поразмышлял корреспондент издания Seatrade Maritime.

Так, в описанном случае в действительности до этого ящик с химическими веществами, подверженными перегреву, почти две недели пролежал на причале под летним солнцем, о чем экипаж судна, которое только что зашло в порт, никоим образом не мог знать. Справедливости ради стоит сказать, что власти предъявляли обвинения и в конечном итоге оштрафовали тех, чья вина была более очевидной, однако это только один из наиболее вопиющих случаев того, как невиновные становятся жертвами слишком ретивого правосудия.

Отметим, что во времена, когда контейнерных перевозок еще не существовало, капитан и помощник действительно несли ответственность за безопасное размещение и укладку груза и могли осуществлять свои полномочия в соответствии с собственным профессиональным суждением. По мере того, как контейнеризация набирала обороты, стало очевидно, что так продолжаться больше не может, поскольку планирование размещения грузов и полномочия, связанные с этим процессом, перенесли с борта судна на берег. Однако ответственность по-прежнему несет капитан – он до сих пор отвечает за то, над чем не властен даже теоретически.

Когда что-то идет не так, обычно клуб P&I без лишнего шума обеспечивает выплату требуемых сумм, чтобы вернуть судно в строй и продолжить рейс. При этом капитан может остаться под арестом, зачастую на долгие месяцы, в ожидании предъявления обвинений.  Есть много случаев, когда моряков подолгу удерживали почти как заложников, поскольку судебные разбирательства затягивались, а несправедливость происходящего со временем только усугублялась.

Можно сказать, что капитана могут признать ответственным за все, что происходит на борту судна, потому что изначально так оно и было. Однако те времена давно прошли, и ситуация  кардинально изменилась. Теперь капитан в куда большей степени просто исполняет указания судовладельца или фрахтователя. И по мере того, как цифровизация все глубже проникает в судоходную отрасль, эксплуатационная ответственность должна переходить тем, кто осуществляет управление судном на берегу. Это уже происходит, например, в  береговых центрах оперативного управления, которые на основе автоматически передаваемых с судна данных решают растущее число технических вопросов, которые раньше были прерогативой тех, кто находится непосредственно на борту.

Кто же обладает реальными полномочиями, когда судно, курс, скорость и направление которого были заданы (а не просто рекомендованы) береговым центром, попадает в  шторм, более сильный, чем ожидалось, и внушительное число контейнеров оказывается за бортом? Кроме того, в настоящее время инициируется все большее количество  экспериментальных  рейсов, которые совершают автономные и частично автономные суда. И пусть пока это всего лишь единичные проекты, они показывают направление, в котором движется будущее судоходной отрасли. В связи с этим возникает вопрос: те, кто помимо членов экипажа, берет на себя управление судном с берега, возьмут на себя и все обязательства и ответственность, которые предусмотрены по закону?

«Мир изменился, и пришло время соответствующим образом изменить восприятие обществом ответственности старших судовых офицеров», – считают в издании.

В Российском профессиональном союзе моряков уверены, что чем больше несправедливости в морской сфере – тем меньше желающих работать в море. Сегодня отрасль очень близка к дефициту квалифицированных кадров, поскольку молодежь не горит желанием идти в моряки из-за сложных условий труда и специфического образа жизни. Риск оказаться, по сути, без вины виноватым – еще один аспект профессии, который отталкивает новых людей.

По материалам Seatrade Maritime News

↑ 

Наверх