03.10.2022

Судоходство все еще страдает от «морской слепоты»

Хотя практически все, что мы имеем, прежде чем попасть к нам в руки, проделало путешествие по морю, широкая публика об этом мало осведомлена и чаще всего не придает особого значения работе моряков. Это, в частности, подтверждает недавний доклад Maritime Barometer профсоюза Nautilus International на основе опроса, проведенного в Великобритании. Из него можно сделать вывод, что все еще процветает «морская слепота» – недостаточная осведомленность общественности, СМИ и представителей власти о судоходстве, которая не лучшим образом сказывается на инвестиционной привлекательности сектора и не способствует улучшению имиджа и репутации в глазах потенциальных работников и молодых специалистов. Почему же эта проблема никак не проходит и что означает для будущего судоходной отрасли?

Невидимая работа

Отметим, что судоходство с давних времен является  B2B отраслью («бизнес для бизнеса» – модель продаж, в которой компании в основном продают товары и услуги другим компаниям и предприятиям, а не напрямую потребителям) и традиционно испытывает трудности с доведением до широкой общественности значимости своей деятельности. Однако насколько запущена эта проблема, можно понять только ознакомившись с цифрами: так, согласно отчету Maritime Barometer за 2022 год, только один из тысячи человек (0,1%) в Великобритании знает, что более 90% товаров, потребляемых в стране, прибывают морским путем. При этом респонденты в среднем оценили этот показатель в 48%.  

Очевидно, что проблема «морской слепоты» до сих пор существует, хотя отрасль уже несколько лет пытается с ней бороться. «Моряки десятки лет поддерживают функционирование мировой экономики, и только в связи с пандемией общественность обратила внимание на их важную роль: это стало очевидно, когда возникла угроза того, что полки магазинов опустеют», – отметила Сара Бааде, генеральный директор благотворительной организации моряков Sailors’ Society.

В ходе исследования были получены и другие любопытные данные. Так, по мнению респондентов, нападения акул случаются  чаще, чем атаки пиратов (45% против 37%), хотя на самом деле в 2021 году во всем мире было зарегистрировано 132 случая пиратства и 73 нападений акул. Также 33% респондентов не знали ближайший к ним порт, а более половины не смогли назвать ни одного известного мореплавателя (58%). Только пятая часть опрошенных (21%) считает, что моряки заслуживают того, чтобы наделить их статусом ключевых работников. Всего 18% имеют среди друзей или знакомых работников морской отрасли. Только 35% заявили, что подумают о работе в судоходстве, если представится такая возможность.

Чем обернется «морская слепота» для будущего судоходной отрасли?

Последствия низкой осведомленности людей о значимости судоходства известны давно. Популярность морских профессий в последние годы неуклонно снижается, параллельно появляются все новые требования к офицерам и рядовому составу. Прошлогодний прогноз международной консалтинговой компании Drewry предсказал к 2026 году самую большую нехватку офицеров торгового флота в мире из-за снижения привлекательности морской карьеры  в сочетании с продолжающимся увеличением численности мирового флота. Кроме того, кризис смены экипажа, из-за которого огромное количество моряков, уже отработавших контракты, по несколько месяцев не могли списаться с судна и вернуться домой, ухудшил имидж профессии.

Тем не менее одним из основных факторов, негативно влияющих на привлекательность морской работы в Великобритании, является недостаточная информированность населения о карьерных возможностях и перспективах, которые открываются перед работниками торгового флота.  Более трети населения страны (35%) заявили, что они рассмотрят возможность работы в море, если она представится. Однако деятельность судоходной отрасли в большинстве случаев  остается «за кадром», она не на слуху и не на виду, поэтому вероятность того, что кто-то задумается о морской профессии, очень мала.

Как сделать так, чтобы судоходная отрасль перестала быть невидимой?

В Nautilus International считают: реальным шагом вперед могло бы стать решение ряда наиболее актуальных проблем. Отмечается, что современное общество особо чувствительно к вопросам, касающимся психического здоровья и баланса между работой и личной жизнью. Миллениалы постепенно превращаются в костяк рабочей силы, потребности и ожидания работников изменились, и судоходную отрасль это тоже коснулось.

Поэтому нуждаются в улучшении социально-бытовые аспекты и условия труда моряков, и одним только требованием обеспечить экипажи интернет связью на борту не обойтись. Нужно предпринимать дальнейшие шаги по созданию разнообразной и инклюзивной среды, чтобы повысить привлекательность отрасли для новых кадров и улучшить удовлетворенность работой  тех, кто занят в ней сейчас. Кроме того, как считает генеральный секретарь Nautilus International Марк Дикинсон, в ближайшей перспективе необходимо будет решать более обширные вопросы, в том числе о сохранении рабочих мест в рамках так называемого «справедливого перехода».

Эксперты согласны в том, что образовательные учреждения также могли бы сыграть важную роль в повышении привлекательности судоходной отрасли среди молодежи. Сегодня молодые люди не получают достаточной информации в учебных заведениях или семье: согласно докладу Nautilus, только 4% респондентов слышали или обсуждали карьерные перспективы в морской сфере в школе или колледже, и только 6% заявили, что выбрали бы морскую карьеру как потенциально наиболее высокооплачиваемую.

Наконец, большой потенциал для привлечения высококвалифицированных специалистов открывает увеличение разнообразия отрасли. Несмотря на значительный дисбаланс между количеством мужчин и женщин, работающих в морской сфере, результаты опроса Nautilus показали, что потенциал рынка женских кадров для судоходства очень высок: треть женщин (32%) в Великобритании заявили, что рассматривают возможность работы в море.

«В общественном сознании необходимо произойти сдвигу в отношении к судоходству, а также должно прийти понимание – на всех уровнях – необходимых условий для обеспечения будущего развития и устойчивости морской отрасли, пока еще не слишком поздно», – говорится в заключении  доклада.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: недостаток осведомленности о важности работы тружеников флота является одной из причин масштабных проблем, с которыми они столкнулись в последние годы. В частности, трудности со сменой экипажей остро встали с самого начала пандемии коронавируса в связи с отсутствием у моряков статуса ключевых работников и разумных исключений из карантинных правил. Сегодня же они обострились для российских моряков, столкнувшихся с проблемами при пересечении границ, получении виз и зарплат, связанными с европейскими санкциями. Несмотря на наличие исключений для других категорий работников, о моряках политики, как это уже бывало, забыли, и во многом это является последствием той самой «морской слепоты».

По материалам Safety4Sea

↑ 

Наверх