02.08.2022

«На атомном флоте уже две женщины работают старпомами»

Во всем мире таких людей, как капитан атомного ледокола Руслан Сасов – всего 14, и все они – россияне. Скоро со спуском на воду новых судов их станет чуть больше, и в их числе могут оказаться две женщины, которые сейчас занимают должности старпомов. Недавно Руслан Сасов в ходе рейса на ледоколе «50 лет Победы» на Северный полюс рассказал «Известиям» о буднях капитана и экипажей атомоходов, вопросах туристов, сложностях достижения полюса и встречах с арктическими животными.

Северный быт

– Наивный вопрос – что такое Северный полюс и как понять, что ты там находишься?

– Северный полюс – это географическое местоположение, ледника там нет, кругом – Северный Ледовитый океан. И понять, что ты на Северном полюсе, можно только по координатам – 90⁰00'00''Nord. Все меридианы сходятся в эту точку на вершине Земли.

Иногда в туристических рейсах к нам на капитанский мостик приходят пассажиры, показывают телефон с включенным навигатором и говорят – «Разве это полюс? Мы же еще не дошли». Но мы верим судовому GPS. Кстати, поймать Северный полюс не так легко, потому что судно постоянно дрейфует из-за течений. Тем не менее цель любой нашей пассажирской экспедиции – достичь 90⁰00'00''N.

– Расскажите про жизнь на ледоколе: откуда посреди океана вы берете пресную воду?

– Перед рейсом мы с берега загружаем 600-тонный запас пресной воды. Цистерны делятся на санитарные и питьевые, вторые проходят высокую степень очистки. Для пассажирских круизов 600 тонн хватает, но для длительных рейсов на четыре и более месяцев – нет. Поэтому на ледоколе стоят большие опреснители – и очищенную таким образом воду мы используем как в душевых, так и для приготовления пищи. Кроме того, опресненная вода – это, по сути, дистиллят, а он нужен для атомного реактора.

Многие туристы удивляются, когда видят, что туалеты у нас способны смывать бесконечно. Дело в том, что для нужд канализации берется забортная вода. Смыв буквально происходит водой из океана. Конечно, система обеспечивает не только канализацию, но и охлаждение различных механизмов. Кроме того, вода из Северного Ледовитого океана в подогретом виде поступает в наш бассейн для экипажа и пассажиров.

– Как вообще экипаж проводит свободное время? Что есть в каютах?

– Я бы сказал, у нас созданы все условия, чтобы человек мог продолжительное время находиться в море. Члены экипажа живут в одноместных каютах с санузлом, который включает в себя умывальник, туалет, душ и иногда ванну. Каюты оборудованы кроватями с бортиками на случай качки, диваном, рабочим столом, шкафами для одежды.

Из развлечений у нас три сауны, бассейн, спортзалы. Недавно для экипажа появились интернет и телевидение – правда, воспользоваться ими можно в зоне действия спутников. А в высоких широтах – севернее Земли Франца-Иосифа – работает только «Иридиум»: глобальная система подвижной спутниковой связи, обеспечивающая покрытие 100% поверхности Земли. Далеко не каждое судно им оборудовано, в основном эту систему устанавливают на ледоколах.

– Бывают ли на ледоколе внештатные ситуации? Как в этом случае действуете вы и команда?

– На случай ЧП прописаны действия для каждого члена экипажа. Есть специальные чек-листы, по которым можно быстро сориентироваться, что делать. В мою смену внештатных ситуаций не было. Все-таки, атомный ледокольный флот – место, где нельзя допускать никаких ошибок.

– Приходилось ли на «50 лет Победы» хоть раз использовать спасательные шлюпки, которые находятся на борту?

– Только в целях тренировок.

Пополнение флота

– Чем «50 лет Победы» отличается от «Ямала», который тоже возил на Северный полюс туристов?

– «Ямал» ввели в эксплуатацию в 1992 году, «50 лет Победы» – в 2007-м. Последний туристический рейс «Ямал» совершил в 2008 году, и практику решили продолжать на «50 лет Победы». Его изначально делали более удобным для пассажиров – например, у нас ложкообразный, а не острый нос, что обеспечивает лучшую устойчивость при качке. Также «50 лет Победы» длиннее на 12 м, потому что тут есть экологический отсек. Мы не сбрасываем отходы в море, только очищенную жидкость. 

Что касается ходовых качеств – то и у нас, и у «Ямала» по два ядерных реактора. А вот ледовый пояс – то место, которым ледокол разбивает лед – у нас, единственных во всем мире, из плакированной стали. Это очень дорого, но обеспечивает безупречную эксплуатацию. Толщина стали достигает 5 см.

– Строят ли сейчас в России новые ледоколы?

– Конечно. Уже введены в эксплуатацию «Арктика» и «Сибирь». До конца этого года будет введен в эксплуатацию «Урал». Также запланированы «Якутия», «Чукотка» и «Россия». Все ледоколы будут работать на всем протяжении Северного морского пути, поскольку тут открыто много месторождений полезных ископаемых и оборот очень высок.

Проходимость новых ледоколов больше – до 3 м льда вместо 2,8 м у нас, скорость – выше. При этом количество необходимого экипажа сократится почти двое: у нас 94 человека, а на новых ледоколах проекта 22220 – всего 56.

Женщина-капитан

– Вы смогли бы управлять круизным лайнером, а капитан лайнера – атомным ледоколом?

– В моем случае ограничений нет. А вот в обратную сторону система работает по-другому: все судоводители атомоходов обязаны сначала пройти практику. Мой путь от четвертого помощника до капитана занял 13 лет. Десять из них я отработал старпомом.

Всего в мире семь судов с ядерной энергетической установкой, все они в России. На каждом по два капитана. Таким образом действующих капитанов атомного флота сейчас только 14.

– Может ли капитаном ледокола стать женщина или специфика работы не позволяет?

– В советское время это было трудно, но сейчас все поменялось. У нас на атомном ледокольном флоте две женщины, которые работают старшими помощниками – это один шаг до капитана.

– С какого года ледоколы возят туристов на Северный полюс? Из каких они стран?

– Такие круизы наши ледоколы осуществляют с 1993 года. До 2000-х это были в основном туристы из Европы и США, потом стало очень много пассажиров из Китая. В этом году в августе у нас будет рейс полностью российский. Сейчас россиян на борту все больше и больше.

– Что туристы хотят увидеть больше всего?

– Помимо Северного полюса пассажирам очень интересно увидеть арктических животных. Чаще всего мы встречаем белых медведей, моржей, тюленей, китов, касаток. Но раз на раз не приходится: нужно стоять на палубе и наблюдать. Общее правило: чем дальше от Земли Франца-Иосифа к Северному полюсу – тем меньше живности встречается.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: мир судоходства меняется, причем речь не только о техническом развитии. Сегодня даже на борту атомных ледоколов появляются женщины. И хотя их общее число в морской отрасли пока достаточно невелико – всего около 2% от всех моряков – их пример может привлечь в судоходство других девушек, показав, что при должном желании и усердии для них нет ничего невозможного.

Источник – «Известия»

↑ 

Наверх