27.07.2022

ИМО озвучила тему Всемирного дня моря в 2023 году

«50 лет MARPOL – наша приверженность неизменна»: праздник посвятят Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, которая в следующем году отпразднует юбилей. Тема акцентирует внимание на многолетней деятельности Международной морской организации по защите окружающей среды от воздействия судоходства и подчеркивает неизменную решимость продолжать эту важную работу. Генеральный секретарь ИМО Китак Лим заявил: «Многое изменилось в судоходной отрасли с тех пор, как 2 ноября 1973 года была принята MARPOL, но приверженность ИМО сохранению морской среды остается непоколебимой». 

История конвенции

Разлив нефти с танкера Torrey Canyon в 1967 году стал крупнейшей катастрофой того времени и одним из ключевых событий, которые подтолкнули мировое судоходное сообщество к разработке Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов. В 1970-е годы в мире возросло осознание необходимости защиты морской среды, что впоследствии привело к принятию в 1973 году конвенции MARPOL и в 1978 году Протокола MARPOL. Объединенный документ вступил в силу 2 октября 1983 года и начал регулировать предотвращение загрязнения морской среды c судов по эксплуатационным или аварийным причинам. В 1997 году был принят Протокол о предотвращении загрязнения воздуха с судов, который вступил в силу 19 мая 2005 года.

Эволюция конвенции 

Сегодня MARPOL охватывает такие аспекты как загрязнение моря нефтью, токсичными жидкими веществами, вредными веществами в упакованном виде, сточными водами и мусором, а также загрязнение воздуха с судов и регулирование энергоэффективности. Действие MARPOL позволило ввести особые зоны со строгим контролем за выбросами.

Документ не раз пересматривался на протяжении своего существования. Среди многочисленных дополнений, которыми конвенция пополнилась за прошедшие 50 лет, – требования к судовым сепараторам нефтесодержащих вод; поэтапный отказ от однокорпусных нефтяных танкеров в 2010 году; создание нескольких особых зон контроля за выбросами, включая Антарктическую зону; введение обязательной Схемы аудита государств-членов ИМО (IMSAS) в отношении соблюдения всех приложений MARPOL; внедрение глобального предела содержания серы в судовом топливе IMO 2020; принятие технических и эксплуатационных мер для повышения энергоэффективности судов.

Принятие же в 2018 году Первоначальной стратегии ИМО по сокращению выбросов парниковых газов, которая включает план по снижению углеродоемкости международного судоходства до конца текущего столетия, заложило основу политики для разработки и принятия дальнейших мер в рамках конвенции в области повышения энергоэффективности судов.

Важная работа

– Работа ИМО по сокращению выбросов парниковых газов имеет важное значение, и, учитывая остроту климатического кризиса, мы должны действовать сейчас, – добавил Китак Лим. – Кроме того, нам предстоит решать и другие вопросы, включая защиту биоразнообразия, борьбу с биообрастанием, перенос инвазивных видов, а также пластиковое и шумовое загрязнение. Защита морской среды требует совместных действий – я с нетерпением жду продолжения этой важной работы. 

В Российском профсоюзе моряков отмечают: тема «50 лет MARPOL – наша приверженность неизменна» стимулирует обсуждение следующего этапа работы ИМО по дальнейшей защите планеты и океанов от выбросов и мусора. Она также тесно связана с повесткой дня ООН на период до 2030 года и 17 целями в области устойчивого развития (ЦУР). Среди них – дешевая и чистая энергия (ЦУР 7); индустриализация, инновации и инфраструктура (ЦУР 9); борьба с изменением климата и устойчивое использование океанов, морей и морских ресурсов (ЦУР 13 и 14); важность партнерства в интересах достижения этих целей (ЦУР 17). 

Добавим, что тему Всемирного дня моря в 2023 году одобрил Совет ИМО на своей 127-й сессии. 

Источник и фото imo.org; перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх