16.06.2022

РТК: прожиточный минимум и пенсии неработающих пенсионеров стали больше на 10%

Соответствующий проект постановления Правительства РФ был одобрен в ходе заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), прошедшего 27 мая. Участие в его работе принимали в том числе представители Российского профсоюза моряков (РПСМ). Члены РТК рассмотрели сценарии социально-экономического развития РФ на 2023-2025 годы, проекты нормативных актов, касающихся условий и порядка оказания мер социальной поддержки и расширения категорий граждан, на трудоустройство которых предоставляется субсидия из Фонда социального страхования.

Реальные зарплаты в этом году сократятся

В начале заседания членам РТК представили информацию о сценарных условиях, основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ на 2023–2025 годы, которые Минэкономразвития России подготовило в двух вариантах – базовом и консервативном.

По сравнению с базовым консервативный вариант предполагает больший спад ВВП в 2022 году (минус 8,8%) и большее снижение цен на товары российского экспорта, сильнейшее ослабление рубля к доллару и снижение ВВП в 2023 году, меньшие темпы восстановления экономики в 2024-2025 гг. и больший уровень инфляции.

Сценарные условия также отражают ожидания по росту фонда оплаты труда (в 2022 году – на 8,5%, в 2023 году – на 11,1%, в 2024 году – на 8,6%, в 2025 году – на 8,3%); среднемесячной заработной плате (в 2022 году – на 12,1%, в 2023 году – на 9,9%, в 2024 году – на 7,7%, в 2025 году – на 6,5%).

При этом предполагается сокращение реальной зарплаты на 3,8% в 2022 году с последующим  ростом на 0,8% в 2023 году, на 2,9% в 2024 году, на 2,3% в 2025 году. Аналогичный прогноз касается реальных располагаемых доходов: сокращение на 6,8% в 2022 году, рост на 1,3% в 2023 году, на 4,3% в 2024 году, на 3% в 2025 году.

Предполагается, что уровень безработицы в эти годы будет постепенно снижаться:  если в 2022 году он составит 6,7%, то в 2023 году – 6,6%, в 2024 – 5,4%, в 2025 – 4,5%.

По итогам 2022 года ожидается рост инфляции в размере 17,5%. Затем, в 2023 году, – на 6,1%, а в 2024-2025 годах на 4%. Прогноз по снижению ВВП в этом году составляет 7,8% в основном за счет снижения внутреннего спроса – потребительского и инвестиционного.

Члены РТК приняли информацию к сведению.

Новые требования к условиям и порядку оказания мер социальной поддержки

Также на заседании рассматривался проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и признании утратившим силу Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Документ предлагает установить требования к условиям и порядку оказания мер социальной поддержки по аналогии с основными требованиями, в соответствии с которыми сейчас осуществляются денежные выплаты на ребенка в возрасте от 3-х до 7-ми лет.

Для этого Правительство РФ наделят полномочиями установить порядок определения состава семьи и перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, а также их учета для государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Помимо этого законопроект вводит возможность подачи заявления о назначении государственной социальной помощи в электронном виде с помощью единого портала государственных и муниципальных услуг.

Вместе с тем признается утратившим силу ФЗ от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», так как эти вопросы урегулирует постановление Правительства РФ, которое предстоит разработать.

В основном члены РТК согласились с проектом федерального закона. Минтруду России тем временем предложили направить в секретариат РТК для рассмотрения проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка учета доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) в целях принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения такой помощи, и основных требований к порядку и условиям оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта».

Величину прожиточного минимума и пенсии неработающих пенсионеров увеличили на 10%

Члены РТК также рассмотрели проект постановления Правительства «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, а также утверждении коэффициента дополнительного увеличения (индексации) стоимости одного пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты к отдельным видам пенсий и размера социальной доплаты к пенсии». Документ предлагает с 1 июня 2022 года рост на 10% величины прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, а также минимальный размер оплаты труда. Кроме того, на 10% увеличен и размер пенсии неработающих пенсионеров.

С учетом нововведений минимальный размер оплаты труда с ростом в 10% с июня составляет 15279 рублей, величина прожиточного минимума в целом по России – 13919 рублей, для трудоспособного населения – 15172 рубля, для пенсионеров – 11970 рублей, а для детей – 13501 рубль. Также предусматривается увеличение на 10% органами государственной власти субъектов РФ величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ, установленной на 2022 год.

Как рассказала эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова, члены РТК поддержали проект постановления. «При этом сторона профсоюзов отметила необходимость решения ряда вопросов: определение порядка индексации заработной платы сотрудников государственных и муниципальных учреждений; обеспечение права работников во внебюджетном секторе экономики на индексацию заработной платы; индексация пенсий работающих пенсионеров; изменение методики расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда», – добавила она.

Работодателям предоставят субсидии за трудоустройство новых категорий граждан

Кроме того, на заседании обсуждался проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан». Он предполагает расширение перечня категорий граждан, за трудоустройство которых работодателям предоставляют субсидии.

В их число, в частности, предлагается включить:

– безработных граждан, трудовой договор с которыми расторгли в 2022 году в связи с сокращением штата или ликвидацией организации;

– работников, находящихся под риском увольнения (неполное рабочее время, простой, отпуск без сохранения заработной платы, трудовой договор заключен в 2022 году в порядке перевода по согласованию между работодателями);

– граждан ЛНР и ДНР, получивших свидетельство о признании беженцем или о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Предоставление субсидий за трудоустройство будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в бюджете ФСС на эти цели в 2022 году.

По словам Светланы Колгановой, члены РТК согласились с проектом постановления и вместе с тем предложили Минтруду России направить в секретариат Комиссии информацию о результатах эффективности влияния на рынок труда реализуемых Правительством РФ мер по итогам III и IV кварталов 2022 года.

Фотография – профсоюзная газета "Солидарность"

↑ 

Наверх