14.06.2022

В чем должны разбираться моряки?

Судоходство, которое  включает в себя несколько различных секторов и сторон на международном уровне, а также подпадает под действие различных международных и  региональных нормативно-правовых баз,  следует рассматривать как комплексную  отрасль, требующую обширных знаний от каждого, кто хочет быть ее частью. Итак,  в чём в первую очередь должны разбираться моряки, начинающие карьеру в такой многообразной отрасли?

Благополучие моряков: Принятая Международной организацией труда (МОТ) Конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС 2006) является для моряков «священным писанием», она устанавливает минимальные стандарты труда и быта для всех моряков, работающих на судах под флагами стран, ратифицировавших КТМС. Конвенция охватывает почти все аспекты  работы и жизни на борту, начиная от часов отдыха и заканчивая выплатой заработной платы и охраной труда и здоровья. Также, согласно  КТМС, моряки имеют право как минимум на 2,5 дня в месяц оплачиваемого ежегодного отпуска, не считая праздничные дни. Полезным справочным материалом является специальный блог МОТ, посвященный вопросам по КТМС.

Кстати, в конвенции появится поправка об обязательном обеспечении членов экипажей судна доступом в интернет. Это важное решение было достигнуто на заседании Специального трехстороннего комитета (СТК), проходившего в мае в Женеве. Таким образом, морские профсоюзы добились реализации права членов экипажей на обеспечение связью для личного пользования. 

Время отдыха: поскольку моряки не покидают свои рабочие места в конце рабочего дня, очень важно обеспечить оптимальное время отдыха, что  иногда бывает сложно. В соответствии с КТМС, минимальная продолжительность времени отдыха не должна быть менее: 10 часов в течение любого 24-часового периода, который может быть разделен не более чем на 2 периода, один из которых должен иметь продолжительность не менее 6 часов,  а интервал между последовательными периодами отдыха не должен превышать 14 часов; и 77 часов в течение любого периода в  7 дней. Соответственно, требования к рабочему времени следующие: 8 часов в день в нормальных условиях с 1 днем ​​отдыха; максимум 14 часов в  любой 24-часовой период; и максимум 72 часа в течение 7 дней.

Пиратство, зоны повышенного риска и Зоны военных действий: пиратство – это не сюжетная линия фильма, а серьезная угроза для моряков. В последнем отчете IMB зафиксировано 37 инцидентов за первый квартал 2022 года. Зоны повышенного риска пиратства и военных действий представляют собой  непосредственную опасность для заходящих судов и их экипажей. Членам экипажей всех судов, на которые распространяются соглашения IBF и TCC, перед началом  рейса должна быть предоставлена  информации о  том, что судно направляется или  может войти в какую-либо из Зон военных действий или повышенного риска. Согласно МФТ, если судно входит в Зону военных действий, моряк имеет право отказаться следовать в опасный район и  в этом случае имеет право на репатриацию за счет Компании, на компенсацию в случае утраты трудоспособности или смерти в двойном размере, на получение надбавки в размере 100% от ежедневной  базовой ставки за все время пребывания судна в опасном районе, согласиться или отказаться от следования в Зону военных действий без риска потерять работу или подвергнуться другим приносящим ему убытки действий.

В декабре 2020 года вступили в силу поправки к КТМС 2018, гарантирующие, что морякам, которые окажутся в заложниках в результате нападения пиратов или  вооруженного ограбления судов, будет  продолжать начисляться заработная плата, а также, за ними сохранятся другие права, предусмотренные контрактом.

Болезнь или травма на борту: судовладельцы несут ответственность за покрытие расходов моряков, работающих на их судах, связанные с болезнью и травмами моряков, включая: компенсацию в случае смерти или длительной потери трудоспособности моряка в связи с производственной травмой, болезнью или несчастным случаем, лечением; расходы на необходимые лекарства и терапевтические средства, расходы на погребение; расходы на погребение в случае смерти на борту.

Если болезнь или травма привели к утрате трудоспособности моряка, судовладелец несет ответственность за  выплату заработной платы в полном размере в течение всего времени пребывания больных или травмированных моряков на борту судна или пока моряки не будут репатриированы, а также выплату заработной платы в полном размере или частично согласно предписаниям национального законодательства или нормативных правовых актов, либо в соответствии с положениями коллективных договоров, с момента репатриации моряка или списания его на берег вплоть до его выздоровления или, если это наступит раньше, до момента, когда он получит право на получение денежных пособий в соответствии с законодательством соответствующего государства-члена. 

Глобальная интегрированная система информации о судоходстве: Управляемая ИМО, ГИСИС является централизованной базой данных   мировой судоходной отрасли. Она включает множество  разделов – от отчетов о пиратстве до данных о приёмных портовых сооружениях, от обновлений нормативных документов до полезной контактной информации.

Роль морских профсоюзов: сложная структура судоходной отрасли, в основном обусловленная его международным характером, означает, что морякам иногда может понадобиться помощь или совет. Например, известно немало случаев, когда оказавшиеся в затруднительном финансовом положении  судовладельцы бросали моряков на борту своих судов в порту за тысячи миль от дома. Что можно предпринять, чтобы призвать к ответу судовладельца, отказывающегося выплатить причитающуюся моряку зарплату или покрыть его расходы на репатриацию?

Вступление в профсоюз моряков может помочь  получить полезную информацию в случае возникновения проблем, связанных с нарушением прав человека или нормативными ограничениями. Профсоюзы не только помогают морякам в юридических вопросах, но могут оказывать им финансовую поддержку в трудных ситуациях, как это было в период  пандемии, когда тысячи моряков вынуждены были оставаться на борту своих судов на несколько месяцев дольше предусмотренных контрактами сроков,  а другие тысячи моряков не могли  присоединиться к своим судам.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что в кризис число обращений увеличивается. Вопросы касаются поддержки в период длительного нахождения на берегу, репатриаций,  пенсионного обеспечения.

Гендерное равенство: женщины-моряки составляют всего около 2% мировой морской рабочей силы. Это крайне мало, и поэтому в последнее время проблема гендерного разнообразия не сходит с повестки дня  судоходной отрасли. Любой, кто только собирается делать свои первые шаги  в судоходной отрасли, должен знать о том, что отрасль, под руководством ИМО, предпринимает серьезные усилия по созданию более разнообразной инклюзивной рабочей среды. Недавно  ИМО учредила  Международный день женщин, занятых в судоходной отрасли, который будет отмечаться ежегодно 18 мая. 

Горячие линии для моряков: Труд моряка сопряжен со множеством проблем; моряку приходится надолго разлучаться с родными и отказываться от  привычного уклада жизни, поэтому в рейсе члены экипажа не редко страдают от одиночества и депрессии. В этой связи участники отрасли уделяют всё больше внимания  психическому здоровью экипажа: у некоторых компаний появились собственные «горячие» линии поддержки сотрудников, однако большинство пользуются услугами  организаций, специализирующихся на оказании различных  полезных услуг для моряков, включая круглосуточную психологическую поддержку. Любой моряк, где бы он ни находился, может обратиться туда, если ему требуется помощь или  просто нужно выговориться.  Заинтересованные участники  морской отрасли постоянно повышают осведомленность по этому вопросу, чтобы моряки не стеснялись звонить  на горячие линии психологической поддержки  и/или обращаться за помощью к специалисту по психическому здоровью.

По материалам Safety4sea.com
Перевод ЦИА РПСМ


 

↑ 

Наверх