06.06.2022

В зоне минной опасности

С некоторых пор из-за продолжающегося конфликта между Россией и Украиной мины стали настоящей угрозой в Черноморском регионе. Несмотря на то, что проводится серьезная работа по их разминированию, членам экипажей гражданских судов будет не лишним узнать, какой ущерб может нанести мина и какие меры принять, чтобы свести риски взрыва к минимуму. Об этом участникам международных перевозок рассказывает Шон Робертсон из британской охранной фирмы Palaemon Maritime:

– Морская мина – взрывная ловушка, в которую попадают суда. Они дешевые и их могут легко установить как военные, так и гражданские. При этом стоимость минирования на 0,5-10% дешевле, чем разминирования. Более того, вызывая страх при прохождении потенциально опасных районов или заставляя человека думать, что заминирована гораздо большая территория, чем на самом деле, психологический эффект может стать не менее разрушительным. Мины бывают разных типов, детонации, плавучести и движения. Чаще всего их устанавливают чуть ниже поверхности воды, а держатся они на стальных тросах, которые крепятся к морскому дну. Они по-прежнему являются распространенным оружием поражения во всем мире. Наибольшие повреждения вызывает не прямое взрывное воздействие мины, а ударная волна и образовавшийся газовый пузырь, который раскалывает корпус судна. Когда мина детонирует, первоначальный взрыв может повредить корпус, но его воздействие меркнет по сравнению с силой последующей ударной волны. Она может серьезно повредить корпус, в результате чего образуется трещина, которую заполняет газовый пузырь. Он сначала расширяется, а затем сжимается под давлением окружающей воды – этот процесс повторяется до тех пор, пока энергия не рассеется. Все это может привести к увеличению размера трещин и расколу судна. Таких повреждений достаточно, чтобы потопить даже самые защищенные суда.

Существуют определенные меры, которые можно предпринять, оказавшись в зоне минной опасности. Так, чтобы свести к минимуму вероятность наскочить на ловушку, следует избегать вод глубиной менее 200 м, при этом безопаснее пересекать опасные районы во время прилива, так как увеличивается расстояние между потенциальной миной и корпусом судна. Скорость хода должна оставаться низкой, чтобы не производить сильных шумов и раскачивания судна. Капитану следует быть осторожным со звуковыми приборами на борту, так как существуют такие типы мин, которые реагируют на акустическую информацию. Нужно отключить все лишнее оборудование, свести к минимуму шум двигателя. Нижняя часть палубы, которая наиболее подвержена потенциальным повреждениям, должна быть максимально водонепроницаемой, а экипаж может находиться там только в случае крайней необходимости. Все члены экипажа на палубе должны надеть каски и спасательные жилеты. Если судно идет в караване, то нужно следовать за остальными, не меняя курса. Ничего нельзя бросать за борт, чтобы не создавать акустический шум и не сбивать с толку другие суда, которые могут принять шум от падающих в воду предметов за взорвавшуюся мину. Также важно избегать постановки на якорь в зонах минной опасности, однако если это нужно это сделать, капитану необходимо учесть потенциальные акустические и магнитные сигнатуры. Автоматическая идентификационная система – АИС всегда должна оставаться включенной.

Шон Робертсон убежден: в то время как судоходные компании мало что могут сделать для защиты судна от этого оружия катастрофической силы, капитаны в состоянии принять некоторые меры, чтобы снизить риски.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что работа на торговом флоте не должна быть связана с подобными рисками для жизни. В мирном труде экипажей нуждаются граждане всех стран, вне зависимости от взглядов, религии, социального положения. «Вот почему так важно обеспечить безопасность моряков – только так они могут спокойно и профессионально выполнять свою работу, доставлять нужные товары по всему миру», – отмечают в РПСМ.

Источник splash247.com; перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх