06.06.2022

«Даже в минуты опасности нужно оставаться человеком»

Флотская работа напрямую связана с мировой политикой, поэтому в последние десятилетия гражданским морякам пришлось многому научиться. Например, без оружия отражать пиратские атаки у берегов Восточной и Западной Африки. В пандемию оставаться на борту отрезанными от мира в два, а то и в три раза дольше привычного времени. Или сутками добираться до портов в условиях ограничений, наложенных на международное авиасообщение. Ко всему этому моряки уже привыкли. Совсем иное – попасть в зону боевых действий.

25 февраля, на второй день начала специальной операции на Украине, все крупные СМИ нашей страны писали о ракетном обстреле гражданского судна. Так широкая общественность узнала о ЧП на танкере-бункеровщике Millennial Spirit в нейтральных водах Черного моря. Спастись в той ситуации удалось не всем: капитан Владимир Текутов от полученных травм скончался в городской больнице г. Черноморска. А выжившие российские моряки месяц жили надеждой – увидеть своих близких.  

Ранее о событиях того дня, людях, которые предоставили кров и оказали помощь морякам, и том, как спустя месяц экипаж возвращался на родину, журналу «Морской профсоюзный вестник» рассказали старший помощник капитана судна Millennial Spirit Рафаэль Хасанов и кадет Никита Петров. Этот материал – взгляд на ситуацию глазами других участников. 

От удара пароход заходил ходуном

С 28 января судно находилось в акватории порта Одессы и занималось бункеровкой за 12-мильной зоной. О начале специальной операции на Украине экипаж танкера узнал из телеэфира. «Наверное, мы все-таки недооценили риски, – признается старший механик Руслан Драпей. – Активные действия сразу начались в районе острова Змеиный, но ситуация вокруг нас не поменялась, судов было много, поэтому мы остались на рейде». 

– 25 февраля начинался как самый обычный день, – вступает в беседу моторист Millennial Spirit Юрий Ничипорук. – С утра поступила информация, что скоро подойдет плавкран, надо будет его забункеровать. Где-то в 12:00 бункеровка закончилась, и экипаж пошел обедать. Я подошел немного позже, когда все уже закончили. Сел, и тут вдруг услышал очень сильный грохот по палубе. Пароход заходил ходуном. 

В первые секунды Юрий Николаевич решил, что их при отходе задел плавкран. Но подбежав к иллюминатору, увидел черный дым.  

– Это было прямое попадание ракеты в грузовой танк, и в одно мгновение горящее топливо залило жилую надстройку, – говорит Р. Драпей, который как раз находился на палубе в момент попадания первого снаряда и видел все своими глазами. – Просто счастье, что там никого не было. Мы ощутили очень сильную тряску, а через пару минут прилетел второй снаряд. 

Эвакуация без средств

Мгновенно сориентировавшись, моряки начали бороться за живучесть судна. «Растянули пожарный рукав, но мы были обесточены, и автоматика не включилась, – продолжает моторист. – Когда стало понятно, что сделать мы уже ничего не сможем, я побежал в каюту, схватил документы и передал их второму помощнику – он был в гидрокостюме». 

Гидрокостюмов уцелело всего два. Другие спасательные средства уничтожил пожар. Моряки начали сбрасывать за борт швартовые концы и спасательные круги, чтобы можно было держаться на воде. «На самом деле все это заняло буквально несколько минут, – вспоминает старший механик. –  Спасательные средства горели, кругом был едкий дым, мы понимали: на счету каждая секунда».

Спасаясь от огня, моряки начали покидать горящий пароход. «Мы успели нажать тревожную кнопку, но голосом сигнал SOS подать не смогли, поэтому не было уверенности, что нас спасут, – продолжает он. – Февраль, вода градусов 5-6. Сколько бы мы продержались без помощи? А еще в голове крутились вопросы: зачем нас атаковали дважды? Хотят потопить судно? Значит, будут еще удары?»

Прыгая за борт, Руслан увидел на горизонте буксиры – значит, сигнал все-таки услышали. И через несколько минут помощь подошла.

Вне политики

Украинские спасатели достали россиян из воды. Дали сухую одежду, напоили горячим чаем и оперативно доставили их в порт Черноморска, где пострадавших уже ждали медики и кареты скорой помощи. 

В городской больнице их навестил представитель компании-судовладельца. Он передал морякам то, что, наверное, было для них самым ценным в тот момент, – мобильный телефон. «Я по памяти набрал номер жены и рассказал, что с нами произошло, – вспоминает Юрий Ничипорук. – Она расплакалась, я постарался успокоить, как мог. Интуиция говорила мне: все закончится хорошо».

Самые серьезные травмы в результате ЧП получил капитан танкера: серьезные ожоги, переохлаждение и перелом руки. Две недели врачи боролись за его жизнь, но 5 марта он скончался. Остальные члены экипажа отделались незначительными повреждениями и через пару недель были готовы к выписке. 

Худшее позади

Уже в больнице начались допросы для установления личностей моряков. Там же выяснилось, что паспорта в суматохе сохранили лишь трое. Оформление документов в другой стране, да еще и находящейся в состоянии конфликта, – дело не быстрое, помогать морякам в числе прочих взялся Российский профсоюз моряков. На время ожидания экипаж планировали разместить в Одессе или соседней Молдавии. Но по соображениям безопасности моряков решили оставить в относительно спокойном Черноморске. Приют им дали в церкви «Воскресение». Там же продолжались допросы россиян офицерами СБУ. «Конечно, были разные ожидания, но худшие из них не оправдались. Все понимали: мы гражданские люди», – продолжает Руслан Драпей.    

В церкви для россиян расстелили матрасы. Попросили не выходить за пределы обители. Их единственным занятием стало чтение новостей. С телефона же держали и связь с родными. «Мы старались узнать все: что происходит и где – до мельчайших деталей, – делится Юрий Николаевич. – Конечно, на душе было неспокойно, потому что мы не знали, что будет завтра. Как будто внезапно перестали быть хозяевами своих жизней».

А еще, изолированные от мира, моряки много размышляли. Смотрели на церковные службы, говорили о произошедшем, думали о будущем. И всегда старались поддержать тех, кто слабее. 

– Молодым, конечно, сложнее переживать такие ситуации,  – говорит моторист. – Я прожил больше и чувствовал, что ничего плохого с нами не случится. В моей работе уже происходили нестандартные ситуации, и они всегда заканчивались благополучно.

Середина моста

Целый месяц они ждали известия о возвращении домой. И, тем не менее, эта новость застала их врасплох. «Вечером приехали сотрудники СБУ, сказали нам собираться, – говорит Руслан. – Мы не знали – куда, зачем. Надеялись, конечно, что повезут домой, но как будем добираться, не представляли. Даже родным не успели сообщить».

Ехали в неизвестность молча. Когда по пути в Запорожье в машину посадили 10 человек в российской военной форме с завязанными руками и глазами, стало понятно: будет обмен. Конечно, «военнопленными» гражданских моряков можно назвать лишь условно, однако это стало для них единственной легальной возможностью вернуться домой.    

В населенном пункте Каменка, на линии соприкосновения, гражданские моряки стали в один ряд с военными офицерами. «Помню, очень тихо было кругом, а я так надеялся увидеть людей, – говорит Юрий Николаевич. – Нас привели к небольшому полуразрушенному мостику, построили в шеренгу. И так друг за другом по этому мостику мы перешли в Россию, домой».

«В тот момент были опасения, что кто-то может спровоцировать агрессию, – добавляет старший механик Драпей. – Мы понимали, что находимся под прицелом. Выдохнули, когда дошли до середины этого моста и встретились там с пленными украинцами, которые шли в обратном направлении».

Уставшие и счастливые

Из Каменки их повезли в Крым. В машине первым делом моряки связались с родными – от них не было вестей больше 10 часов, и близкие с ума сходили от неизвестности. Затем был Чонгар, а оттуда на военно-транспортном самолете моряков доставили в Москву.  Когда спустя пару дней все формальности были завершены, они, наконец, встретились с семьями.

– Встречали меня теща с тестем, жену не отпустили с работы, – вспоминает Юрий Николаевич. – Теща плакала, конечно, они волновались за всех. А я был спокоен. Мне кажется, это не самое страшное, что может быть в жизни. Да, мы попали в нестандартную ситуацию – спаслись от пожара и оказались в зоне конфликта. Но она проверила нас на прочность и показала, что даже в минуты опасности нужно оставаться человеком. Я очень благодарен нашему старшему помощнику Рафаэлю Хасанову за его терпение, за спокойствие и поддержку всего экипажа.   

Он на мгновение задумывается и добавляет: «То, что произошло, совершенно точно научило меня серьезнее смотреть на будущее и больше ценить семью, работу и жизнь».

Руслан Драпей тоже вынес свой урок из всего, что случилось: «На судне может не быть телевизора, не быть каких-то мелочей. Но аварийно-спасательное оборудование должно быть в абсолютном порядке – не под замком, а доступно для каждого моряка. И все тренировки, в том числе по оставлению судна, по борьбе с пожарами, нужно обязательно проходить, они не будут лишними. Это я теперь точно знаю. Как знаю и то, что в любых ситуациях важно сохранять трезвость ума». 

Источник: «Морская профсоюзная газета» ЮТО РПСМ


↑ 

Наверх