03.06.2022

Сердцем и разумом

Никита Гармаш – без пяти минут выпускник судоводительского факультета одного из лучших морских университетов нашей страны: Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. За время учебы он убедился, что выбрал отличную профессию, в которой хочет достичь максимума. Он уверен: все потому, что обе практики ему повезло пройти на современных судах крупных работодателей – сначала в «ИНОК ТМ», затем – в компании «Совкомфлот». «Профсоюзная морская газета» Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков, поговорила с будущим моряком о пассажирском флоте, поиске работы и архиважном значении плавательской практики для современного курсанта.

Красивая работа

– Я родом из морского города, но – удивительно! – моя семья по роду деятельности никак не связана с морем, – начинает Никита. – Просто мы знали, что в Новороссийске есть хороший вуз. Когда пришло время поступать, я подал документы на несколько направлений, в том числе на береговую специальность. С высоким баллом по ЕГЭ прошел везде и выбрал судовождение.

Никита – один из тех курсантов-счастливчиков, кому легко покорился английский язык, «ахиллесова пята» многих российских моряков. Говорит, что это заслуга школьных учителей, которые смогли научить основам, и университетских преподавателей, прививших тягу к знаниям. Со средним баллом 4,7 в начале 2020 года он попал на пассажирский теплоход «Князь Владимир». В феврале в Севастополе началась подготовка к круизу, но судно успело сделать всего один рейс. А дальше – пандемия и локдаун для всего пассажирского флота. Кадеты вернулись в Новороссийск.

– Пассажирский флот классный, это интересная, я бы сказал, «красивая» работа, – смеется Никита. – Мне нравится общение с людьми, но у нас в стране круизное направление в судоходстве пока не слишком развито, а что будет за рубежом – непонятно.

Три человека на место

Долго сидеть на берегу хорошисту не пришлось. Университет направил бывших практикантов «Князя Владимира» в компанию «ИНОК ТМ». Никита вспоминает: претендентов было 15, а по итогам тестирования взяли всего пятерых. Практика на сухогрузе «Андрей Зуев» в Азово-Черноморском бассейне стала его первым реальным знакомством с будущей профессией.

– Меня очень хорошо принял экипаж, за что им большое спасибо, – вспоминает Никита. – У нас был «микс»: моряки из Петербурга, Ростова, Новороссийска. Сначала мне поручили выполнять палубные работы, а когда я освоился – перевели на мостик. На этом судне высокий класс автоматизации, и там из офицеров были капитан, старший и второй помощники. Мостик – очень современный, интересно посмотреть вживую на все эти приборы, о которых я только слышал в университете. Мне поручили помогать второму помощнику. Он в свою очередь многое мне объяснял, и мы очень сдружились за это время. А еще я старался не запускать учебу и много читал.

По наблюдениям курсанта, практика имеет решающее значение для мотивации молодых людей.

– Нужно понимать: теория – это еще не все, – рассуждает Никита. – На практике я своими глазами увидел, как выглядит современное судно, как работают моряки, на что нужно обращать внимание в первую очередь. Проблема в том, что даже высокий средний балл не гарантирует попадания на практику в достойную компанию. Ты обращаешься в круинг, проходишь все формальности, вроде бы все неплохо, тебе говорят: мы вам перезвоним. На этом тишина. И ты начинаешь все заново.

«Прокачать знания»

При поиске второй практики удача сразу была на стороне курсанта – после успешно пройденного собеседования в СКФ ему тут же перезвонили. Так в компании еще троих практикантов он попал на NS Lotus.

– Все знают: в «Совкомфлоте» кадетов хорошо «прокачивают», максимально дают им знания о профессии, – говорит Никита. – Нас распределяли так, чтобы все постояли вахту с каждым офицером. С нами работал старший помощник Иван Кадацкий – просто гениальный учитель. Он собирал нас на мостике и показывал документацию, все объяснял и при этом был очень терпелив, вежлив, дружелюбен. Когда он списался, нам его очень не хватало.

За семь месяцев практики Никита побывал во Франции, Турции, Тунисе, Алжире, на Мальте, в Роттердаме и Мурманске. Но из-за пандемии сход на берег был запрещен. Изоляция далась ему непросто.

– Раньше я думал, что море – это романтика, что смогу много путешествовать, – делится молодой человек. – Но пандемия все изменила. Конечно, хочется сойти на берег и перезагрузиться, потому что за много месяцев на борту ты чувствуешь, что буквально врос корнями в пароход.

Молодой человек убежден: попасть под начало умного и грамотного профессионала – это хороший задел на будущее.

– Многие получат дипломы и в море не пойдут, и отчасти виной тому – неудачная практика, – говорит курсант. – Ведь это потенциальное место работы, и если у человека хорошие знания, то им нужно обязательно найти применение в надежной компании с четкими карьерными перспективами.

Флотский парадокс

Планы на ближайшее будущее у молодого человека предельно ясные: получить диплом и найти работу по специальности.

– Мне кажется, это основной плюс профессии, когда в 22 года выпускник может попасть в крупную компанию, где достойно платят, – рассуждает курсант. – Для молодых людей из обычных семей это очень круто. Сейчас мне кажется, что лет через 10 я бы с удовольствием перешел на береговую работу в этой отрасли. Но я не знаю, как буду думать через 10 лет. Ведь офис – это пятидневка. С одной стороны, ты не оторван от семьи, как моряк, но при этом ты фактически проводишь с близкими меньше свободного времени. В этом есть парадокс: четыре месяца моряк вдали от родных, а потом еще столько же посвящает себя семье целиком. В этом его свобода.

Он добавляет: морскую профессию нужно выбирать сердцем и разумом. «Не стоит учиться просто ради диплома, – советует пятикурсник. – Важно попробовать, чтобы понять: нравится или нет. Если ответ отрицательный, то нельзя терять время, нужно переводиться. Идеальная модель – это попасть на первую практику на большой флот. И тут уже хорошенько подумать, стоит ли продолжать. Если море – это не твое, то оно твоим уже не станет».

По материалам «Профсоюзной морской газеты» ЮТО РПСМ


↑ 

Наверх