РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Исключение предлагается сделать лишь для случаев, когда
нужного типа флота у судовладельцев нет или он не может вывезти необходимые
объемы груза в срок, но и тогда требуется специальное разрешение. Об этом
сообщает «Коммерсантъ». По имеющейся информации, министерство планирует
распространить новые нормы на нефть и нефтепродукты до конца 2023 года.
Участники рынка отмечают пробелы в документе – по их мнению, в результате
зарубежные компании будут покупать товар прямо на производстве и вывозить его
как свой, фрахтуя иностранные суда.
Так, 18 мая министерство разослало на согласование в
профильные ведомства правила выдачи разрешений на перевозки грузов как
российских отправителей, так и получателей в морских портах РФ «судами,
судовладельцами или бенефициарными владельцами которых не являются российские
юридические лица». В документе говорится, что экспортные и импортные отправки
через морские порты РФ должны выполняться судами российских юрлиц.
Исключения возможны, но только если требуется отсутствующий
в России специализированный флот или перевозки нужно осуществить в сроки и в
объемах, которые не могут быть обеспечены отечественными судами. В этих случаях
нужно специальное разрешение Росморречфлота, которое получается на основании
целого массива документов и действует только на время перевозки. Согласно
предложенному порядку, ведомство должно направить в Российскую палату судоходства
заявление на перевозку. Если за три дня от палаты или судовладельцев с
бенефициарами – юрлицами из РФ не поступит информации о возможности
осуществления перевозки российскими судами, считается, что ее нет. Что
происходит, если бенефициарным владельцем выступает российское физлицо, а не
юрлицо, в документе не сказано. Решение обязуются принять за пять дней.
В пояснительной записке к документу говорится, что в связи с
санкционным режимом иностранные грузополучатели и российские грузоотправители
отдают предпочтение при фрахтовании судов иностранным флагам и судовладельцам,
что приводит к потерям доходов российских судоходных компаний и существенному
снижению налоговых поступлений. Сообщается, что дальнейшее развитие ситуации
может в конечном счете привести к прекращению деятельности судоходных компаний,
их банкротству и утрате РФ контролируемого ею торгового флота.
В более ранней версии документа ограничения распространялись
на грузы, перевозка которых морским или внутренним водным транспортом относится
к деятельности, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны
и безопасности государства – помимо прочего они включали нефть, уголь, руду,
удобрения, СУГ и СПГ. Но на это были получены возражения, в том числе от Российского
союза промышленников и предпринимателей, касающиеся доли иностранного флота в
перевозках руды на дальние расстояния (100%), удобрений (95–97%), угля
(97–98%).
В новом варианте от 18 мая Минтранс предлагает внести в
перечень грузов, которые возит только российский флот, нефть и нефтепродукты,
ограничив действие этой меры 31 декабря 2023 года. Некоторые представители
отрасли считают, что цель документа – закрепить перевозки российской нефти за
«Совкомфлотом» и другими российскими пароходствами, однако на запрос
«Коммерсанта» об этом ни в компании, ни в ведомстве не ответили.
Ряд участников рынка – против ограничительных мер, в первую
очередь из-за нехватки российского флота: даже если речь идет только о нефти,
судов может оказаться недостаточно.
Другой источник «Коммерсанта» среди трейдеров опасается
остановки 90–95% экспорта российских грузов, прежде всего навалочных, при распространении
ограничений на них. Даже если бы российского флота было достаточно, любое
получение разрешения все равно замедляет процесс. По его словам, к тому же совершенно
непонятно, как получить информацию про «российского бенефициара». Он может
стоять за кипрским, бермудским или панамским судовладельцем, однако зачастую
это скрытая информация, и все равно придется получать разрешение. Чтобы
избежать трудностей, вполне вероятно, что груз будет продаваться с завода
китайской или индийской компании, и она сама будет заказывать морскую перевозку
– не российскими судами и без разрешений.
Российский профессиональный союз моряков отмечает, что в
нашей стране действительно есть недостаток судовладельцев и флота. И на моряках
это тоже отражается – многие из них не могут трудоустроиться в России и идут
работать на иностранные суда. Поэтому сегодня особенно актуален вопрос создания
подходящих условий для развития судоходства внутри страны.
По материалам kommersant.ru
Наверх