30.05.2022

В FAL войдут новые поправки

С 1 января 2024 года единое окно для электронного обмена данными станет обязательным во всех портах мира. Такие поправки к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года (FAL) были одобрены на проходившей с 9 по 13 мая 46 сессии Комитета по упрощению формальностей Международной морской организации (ИМО).

Так, эти изменения обяжут государственные органы внедрить, поддерживать и использовать системы единого окна для электронного обмена информацией, необходимой для оформления прихода, стоянки и отхода судов в портах. Кроме того, властям необходимо будет координировать электронную передачу данных, чтобы обеспечить единоразовую подачу/предоставление данных и их максимальное повторное использование.

Комитет также одобрил сборник рекомендаций по верификации, проверке достоверности и обеспечению конфиденциальности передаваемой информации и обновленные рекомендации по созданию единого окна. Кроме того, страны-члены ИМО пригласили принять участие в тестировании нового модуля Глобальной интегрированной системы информации о судоходстве (GISIS). Он предназначен для обмена лучшими практиками и мониторинга хода внедрения единого окна со стороны Секретариата ИМО.

«Я думаю, что российские чиновники вряд ли испугаются этого нововведения, – прокомментировал решение ИМО представитель Национальной ассоциации морских агентов Владимир Коростелев. – Скорее всего, просто отчитаются, что все исполнено, и забудут. Например, не скрою, что был сильно удивлен при посещении штаб-квартиры Всемирной таможенной организации (WCO) осенью 2017 года в Брюсселе, где прочитал в ее официальном журнале о том, что российской таможней для электронного обмена информацией внедрены отнюдь не написанные на коленке внутренние Альбомы форматов XML документов ФТС России, а напротив – стандартная Модель данных Всемирной таможенной организации WCO DM, причем в последней версии. Главное – правильно отчитаться».

По его словам, аналогичная ситуация существует и в Минтрансе России. «В апреле 2016 года ИМО одобрила изменения в ту же самую Конвенцию FAL, в соответствии с которыми электронный обмен информацией является обязательным с 9 апреля 2019 года с переходным периодом не менее 12 месяцев,– продолжил Коростелев. – Это ничуть не помешало Минтрансу 26 октября 2017 года утвердить приказ № 463, в соответствии с которым 34 бумажных документа при каждом прибытии судна в российский порт и 39 документов при убытии сканируются и загружаются вручную в информационную систему Государственного портового контроля, а их бумажные копии в соответствии с 71 пунктом этого же документа предоставляются пограничным и таможенным органам. Поэтому я не думаю, что новое решение о поправках в Конвенцию FAL как-то повлияет на требования приказа Минтранса России № 463. Скорее всего, Департамент цифрового развития Минтранса о нем просто не узнает. Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта ему про это не расскажет».

По мнению Коростелева, наиболее вероятное развитие событий – это информирование ИМО о том, что механизм морского единого окна в российских портах давно создан. «И вы его знаете: это известный комплекс программных средств «Портал Морской Порт» ФТС России, – считает он. – Ведь согласно Распоряжению Правительства РФ от 3 февраля 2022 года №152-р, государственные контрольные органы должны из него получать информацию о прибытии судов и организовать информационное взаимодействие программных средств. Вот и объявят, что с февраля 2022 года все успешно работает. А то, что госорганы ее «не получают» и «не взаимодействуют», в связи с чем морские перевозчики помимо «Портала Морской Порт» подают те же самые данные о прибытии и убытии судна и груза одновременно еще в четыре информационные системы трем другим государственным органам – так это проблема, волнующая только участников транспортного рынка, но никак не уважаемых чиновников. Странно проходит у нас цифровизация и оптимизация логистики международных грузовых потоков, проходящих через «бутылочное горло» пунктов пропуска через государственную границу: одновременно по всем направлениям и растопыренными пальцами».

Российский профессиональный союз моряков отмечает, что упрощение формальностей идет во благо всей судоходной отрасли. В частности, на предыдущей 45 сессии Комитета речь также шла о борьбе с коррупцией в портах во время судозаходов – проблеме, которая портит жизнь многим морякам, вынужденным сталкиваться с вымогательством «подарков» в некоторых портах мира. Тогда в обновленном тексте Конвенции предусмотрели системный подход к решению этой проблемы. В том числе правительства теперь должны стимулировать государственные органы к оценке рисков коррупции и их устранению с помощью  разработки и реализации профилактических мер для упрочения честности и неподкупности, повышения прозрачности и улучшения подотчетности. Однако одного появления новых требований в международных конвенциях недостаточно: важно, чтобы они качественно выполнялись.

По материалам Sea News, фотография – ИМО

↑ 

Наверх