РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Пленарное заседание, на котором рассматривался этот вопрос,
прошло в четверг. Напомним, что законопроект предусматривает важное
нововведение: появление в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации
(КТМ РФ) и Кодексе внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ) нового вида
деятельности – технического управления судном. Некоторые аспекты этого
документа вызывают беспокойство у Российского профессионального союза моряков:
в частности, он создает предпосылки для появления трехсторонних трудовых
отношений в сфере судоходства, разделяя обязанности судовладельца перед
моряками. «В нынешней редакции законопроект не может быть поддержан РПСМ, –
отметил председатель профсоюза Юрий Сухоруков. – Но мы готовы обсуждать его
доработку во втором чтении и дали в свое время наши предложения».
С точки зрения профсоюза, один из проблемных вопросов в том,
что в соответствии с ныне действующим законом, невыплаченная заработная плата
моряка или расходы на репатриацию являются морским требованием к судовладельцу.
Он отвечает по таким морским требованиям судном, которое является морским
залогом и может быть арестовано в рамках судебного иска к судовладельцу. Новый законопроект
тем временем предлагает поручить техническому управляющему не только
техническое обслуживание судна, но и функции работодателя. Таким образом
фактически предлагается разделить обязанности работодателя и судовладельца. При
этом возникает неясность, кто именно отвечает перед моряком за его заработную
плату, репатриацию и другие платежи.
В числе других спорных аспектов – тот факт, что согласно
Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС) технический управляющий может
быть судовладельцем, если взял на себя ответственность за эксплуатацию судна и
выполнение всех норм КТМС. Однако об этом в подготовленном документе нет ни
слова.
Кроме того, международная практика пошла по пути признания
судовладельцем той компании, которая является управляющим по требованиям
Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ), что включает в себя
и требования по техническому управлению судном. Такая позиция предусмотрена
Рекомендацией 129 Международной ассоциации классификационных обществ (IACS) в
силу полного совпадения определения судовладельца в КТМС и МКУБ. Российский
морской регистр судоходства является членом IACS.
Сообщается, что авторы инициативы – члены комитета Госдумы
по транспорту и строительству Виктор Дерябкин, Владимир Синяговский и
зампредседателя комитета по финансовому рынку Антон Гетта. Сами разработчики
мотивируют необходимость такого законопроекта тем, что нормы международного
права позволяют судовладельцу по договору технического менеджмента привлекать
стороннюю организацию, компетентную в области технического управления судами, а
нынешняя редакция Кодекса торгового мореплавания «не предусматривает
возможность отдельного технического менеджмента для судов под российским флагом»,
что приводит к расхождению между нормами КТМ и международными правилами «и
ставит российских судовладельцев в неравное положение с иностранными
судовладельцами».
По материалам ТАСС
Наверх