23.05.2022

Переговоры о возвращении российских моряков продолжаются

В Украине продолжают стоять несколько гражданских судов: на момент начала спецоперации одни разгружались в портах, другие находились на ремонте. Их экипажи с 24 февраля не выпускают из территориальных вод страны. До сих пор в Измаиле остаются 77 моряков. Пока вернуть в Россию удалось только три команды. 

Неравный обмен

Одиннадцать членов экипажа сухогруза «Авангард» провели в Украине 72 дня. Их удерживали на судоремонтном заводе в Измаиле, не давали сняться с якоря или сойти на берег.

– Наверное, пленными нас назвать нельзя, – рассуждает старший помощник капитана Анатолий Кривяков. – Скорее, мы были заложниками. 

Сухогруз «Авангард» зашел в Измаил на плановый регистровый ремонт в ноябре. Многие российские суда обслуживались на украинских предприятиях – так дешевле. Работы должны были завершить в середине марта. Но после начала спецоперации ремонт прекратили. Экипаж хотел покинуть территориальные воды Украины, но пограничники запретили.

Сухогруз отбуксировали на другой завод, где находилось еще несколько российских судов. На понтоне дежурила погранохрана, которая раз в день поднималась на борт – проверяла, все ли на месте. С продовольствием и водой проблем не было – все поставлял закрепленный за судном агент. Его машину тщательно досматривали, но пропускали.

Была у команды и возможность поговорить с родными: телефоны во время обыска не забрали. А вот всю судовую аппаратуру демонтировали после того, как два матроса – с российского и украинского судов – устроили перепалку на аварийном канале. Правда, потом вернули.

– К нам на этом заводе по-человечески отнеслись. Одному отравившемуся парню скорую вызвали, – вспоминает старпом.

Больше двух месяцев моряки находились в полном неведении относительно собственного будущего. Была информация о планах Киева национализировать российские суда. Но о судьбе экипажей ничего не сообщали.

– Конечно, мы надеялись на обмен. Я даже обращался в администрацию Президента РФ, просил, чтобы о нас не забыли, – признается Кривяков.

4 мая команду посадили в автобус и повезли в сторону Запорожья, на территории СИЗО проводили в автозаки, объединив с группой российских военнопленных. По словам Кривякова, Украина привезла только 29 человек, хотя договаривались о 30-ти, но обмен все равно состоялся.

До осени без работы

 В более сложных условиях оказалась команда сухогруза «Азов Конкорд», который больше месяца был заблокирован в порту Мариуполя. Несколько рядом стоящих судов подбили. Последние дни моряки «Азов Конкорда» ночевали в машинном отделении: считали, что там безопаснее.

21 февраля сухогруз пришел в Мариуполь для погрузки металла. Якорь должны были поднять 25-го, но выход из порта заминировали.

– Мы видели, как азовцы опускали на дно заряды. Для одной мины трос не рассчитали – она болталась на поверхности. Так мы поняли, что стали заложниками в порту, – вспоминает второй помощник капитана Александр Коваленко.

Месяц экипаж простоял, не привлекая внимания. Но 24 марта на борт поднялись бойцы «Азова» с автоматами. Всем приказали лечь на палубу. Разбили судовую аппаратуру. 

– Мы даже слышали их переговоры по рации, –  говорит второй помощник капитана. – С берега рапортовали, что автобусы готовы, спрашивали, будут ли пленные. Если честно, мы уже с жизнью попрощались.

Но они ушли, оставив моряков без связи, денег и документов. Топливо тоже было на исходе: его растягивали, включая генератор только на два часа – в обед и ужин.

Позже команду освободили, но экипаж до сих пор не может оформить документы и отправиться в рейс. Александр Коваленко объясняет: для восстановления удостоверения моряка и мореходной книжки нужен загранпаспорт, а его не выдают уже месяц.

– Недавно сказали, что проверка затянется еще на два месяца. Значит, до осени точно просидим без работы, – заключает он.

На глазах повязки

11 членов экипажа бункеровщика Millenial Spirit тоже ждали обмена больше месяца. 25 февраля, когда судно стояло в нейтральных водах в 12 морских милях от Одессы, в него попали снаряды. Один – в резервуар с топливом. 

– Вспыхнуло мгновенно, – рассказывает моторист. – Второй угодил в надстройку, где находились восемь человек. Спасательные лодки и плоты сгорели, судно обесточило – все заволокло дымом.

Через аварийный люк моторист выбрался на корму. Связался с представителем судоходной компании, потом отдал телефон третьему помощнику, чтобы тот спрятал его в гидрокостюм, и прыгнул вниз.

В феврале температура в Черном море не выше плюс четырех. Люди сильно замерзли. Особенно пострадал капитан.

– Он крупный, поэтому его долго не могли достать из воды. Ребята со спасательного буксира прыгнули за ним, обвязали канатом и подняли на борт, –  вспоминает моторист.

На помощь танкеру пришло два украинских буксира. Экипаж отвезли в больницу Черноморска Одесской области. Капитан попал в реанимацию.

По словам моториста, медперсонал отнесся к морякам очень хорошо: даже приносили домашнюю еду. Но пришлось освобождать койки для раненых. Через Международный Красный Крест сотрудникам аппарата Уполномоченного по правам человека в России удалось выйти на пастора баптистской церкви, который согласился приютить моряков.

Еще несколько недель члены экипажа провели в церкви «Воскресение»: спали на матрасах. Формально пленными они не были.

– Адвокат судовладельца повторял, что мы – свободные люди, никто нас не удерживает, но везде посты теробороны, – вспоминает он. –  За четыре дня до обмена к нам приставили пограничников с оружием – они сопровождали даже в туалет.

Наконец, посадили в автобус, но предупредили: шторы не открывать, в окна не смотреть. Как и в других случаях, обмен был смешанный: на полпути к морякам подсадили военнопленных.

– На глазах у них были повязки, руки связаны за спиной, – говорит моряк с Millenial Spirit. – Нас обменяли на экипаж «Сапфира», который шел на Змеиный спасать пограничников. Но в группе были и другие гражданские

Погибший

Капитан Millenial Spirit Владимир Текутов из того рейса так и не вернулся: он умер в больнице 5 марта. Лишь спустя два месяца благодаря усилиям уполномоченного по правам человека в России и Министерства иностранных дел РФ его прах привезли на родину.

В аппарате омбудсмена пояснили, что с грузом 200 в условиях спецоперации было сложно. Пастор баптистской церкви доставил тело в единственный функционирующий на юге Украины крематорий и позднее переправил урну в Кишинев – в российское посольство.

– Наши дипломаты сработали очень оперативно: сами перевели сопроводительные документы, заверили их. Затем договорились о транспортировке праха в Россию через Стамбул, так как воздушное пространство Молдавии до сих пор закрыто, – уточнили в пресс-службе уполномоченного по правам человека.

14 мая капитана похоронили в Волгограде с воинскими почестями – отдали дань уважения человеку, который покинул судно одним из последних.

– Очень хочется, чтобы его именем назвали хотя бы небольшой буксир, – говорит сын Владимира Текутова Сергей. – Отец это заслужил. Он воспитал не одно поколение штурманов. Многие из его учеников приехали с ним проститься.

К слову, Сергей – тоже капитан. В тот день находился в рейсе в Черном море и получил сигнал бедствия с Millenial Spirit. Но был слишком далеко, чтобы прийти на помощь.

Переговоры продолжаются

Переговоры о возвращении других моряков продолжаются. Сейчас в Измаиле остаются 77 россиян: экипажи девяти судов. На условия они не жалуются, но испытывают серьезную психологическую нагрузку, ведь многие в рейсе уже полгода. 

Российский омбудсмен Татьяна Москалькова обратилась в международные органы с призывом не допустить использование гражданских лиц в качестве заложников. Она подчеркнула, что каждый обмен – это совместные усилия Министерства обороны РФ, аппарата уполномоченного по правам человека, Министерства иностранных дел РФ. Сотрудники ведомств делают все, чтобы россияне скорее вернулись домой.

Отметим, что членам экипажа Millennial Spirit помог и Российский профсоюз моряков. Поскольку средств у команды не было, оплату репатриации своих членов профсоюза РПСМ взял на себя: Так, старпому приобрели билет из Москвы до Астрахани, а остальным морякам – до Керчи. 

– Большую роль сыграл РПСМ и лично председатель Юрий Сухоруков. Он всегда оставался с нами на связи и говорил, как себя вести – это оказалось полезным, всегда отвечал на звонки беспокоившихся родственников. Поддержка РПСМ была очень ценной, – говорит старпом Рафаэль Хасанов.

Действительно, РПСМ проделал серьезную работу: обращался в Министерство транспорта РФ, Министерство иностранных дел РФ, Международную федерацию транспортников, Международную организацию труда и Международную морскую организацию с просьбой скоординировать усилия для скорейшей репатриации членов экипажа Millennial Spirit. 

По материалам ria.ru


↑ 

Наверх