27.04.2022

Что делать с человеческим фактором

На протяжении многих лет в судоходной отрасли уделяется большое внимание правилам и процедурам, направленным на улучшение  безопасности. Несмотря на это в сфере морских перевозок по-прежнему велик риск крупных аварий. Считается, что большинство происшествий – около 80% – связаны в первую очередь с  человеческим фактором, а во многих отчетах о расследовании происшествий прямо указывается, что одной из главных причин инцидента послужили руководство или культура безопасности. Однако в первую очередь все выводы и анализ чаще всего сосредоточены на технических предпосылках аварий, дополнительных инструкциях и чек-листах. В компании SAYFR, специализирующейся на снижении риска инцидентов, уверены: вся отрасль должна сместить акценты. Ее главный научный сотрудник, доктор Торкель Сома, высказал свое мнение об основных проблемных вопросах безопасности на сегодняшний день.

Люди неохотно говорят об ошибках, трудностях и опасениях

В большинстве случаев, когда аварии происходят из-за критических отказов машин и оборудования, о неисправностях, которые послужили их причиной, было известно до инцидентов. Поэтому очевидно, что если проблему не устранить, то она может развиться до критических масштабов и привести к трагическим последствиям. Можно отметить, что неоправданно повышенное внимание к техническим деталям и «безупречным» процедурам проверки безопасности заставляет людей неохотно говорить о своих ошибках, трудностях и опасениях.

В SAYFR считают, что судоходным компаниям и всей отрасли необходимо сместить акцент. Тысячи аудиторов и инспекторов по всему миру наняты классификационными обществами, властями флага и порта, проверочными и страховыми компаниями и отделами по здоровью, безопасности, окружающей среде и качеству (HSEQ). Они проверяют правильность эксплуатации судов, соблюдение технических регламентов и процедурных требований. Однако если все делать ради галочки, безопасность это не улучшит.

Культура сокрытия

Особую тревогу вызывает существующая в отрасли культура сокрытия, которая ведет к ошибкам и опасной практике. Сейчас так много требований и чек-листов, что в некоторых случаях соблюсти их все невозможно. Страх неудачи является движущим фактором статистики происшествий, и в ходе опросов 45% моряков признаются, что регулярно нарушают существующие процедуры.

Тем временем в SAYFR уверены, что человеческий фактор – ключ к предотвращению роста числа ошибок и аварий. Повышение безопасности или производительности, однако, зависит не только от отдельных работников, но и от того, насколько эффективным является взаимодействие между экипажем и береговым персоналом, офицерами и рядовыми членами экипажа, а также представителями разных национальностей и культур на борту судов.

Огромный потенциал снижения аварийности

Хотя это известно, однако мало что делается в этом отношении. Поэтому чтобы повысить эффективность взаимодействия и сократить риски, необходим новый подход. Сотрудничество действительно сильно коррелирует с риском несчастных случаев и перебоями в деятельности. Есть мнение, что риск крупных аварий за счет работы с этими факторами можно снизить до 75%.

Однако не существует быстрого способа повысить эффективность взаимодействия, укрепить сотрудничество, изменить поведение и отношение работников. Нельзя просто отправить их на какие-нибудь курсы и считать проблему решенной. Изменения в культуре – это ключ к повышению безопасности, но  этот процесс требует времени и использования проверенных методик.  Для этого очень важен сбор данных и их анализ, в том числе с использованием различных цифровых технологий. Те, у кого их больше, способны делать более качественную аналитику и прогнозы. Более качественная оценка рисков и моделирование наихудших сценариев могут обеспечить надежные прогнозы и определить эффективные меры для предотвращения несчастных случаев.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что человеческий фактор действительно имеет большое значение в инцидентах, однако не стоит сводить все к вине экипажа. Часто происшествия являются результатом стрессовых ситуаций, долгой работы на борту, малого количества времени на выполнение той или иной процедуры. Поэтому в РПСМ подчеркивают: крайне важно обеспечивать достаточный состав команды, чтобы нагрузка на моряков не была излишней, гарантировать своевременное списание и возможность схода на берег. К сожалению, в современных условиях все это является проблемой, которую важно решить.

По материалам Splash247

↑ 

Наверх