13.04.2022

Капитан Мельников: «Поработаем на Востоке – сходим за три моря»

Для многих российских моряков сегодня остро встал вопрос, связанный с поиском работы по причине отказа европейских и американских работодателей от их услуг. В такой ситуации оказался капитан Кирилл Мельников. 

Калининградец 15 лет проработал на норвежском судне-якорезаводчике Alegria. Собственники судна с уважением относились к специалисту, без преувеличения –  берегли: на судах с системой динамического позиционирования командный состав – на вес золота. Но в один миг моряк оказался не у дел. Теперь вместо Кирилла Мельникова судном управляет украинский капитан, который получил вид на жительство в Польше, адаптировал документы в соответствие с требованиями страны и ушел на Alegria в рейс. 

В иные времена щепетильные в вопросах миграции соседей поляки уделили бы этой процедуре минимум года четыре. Сегодня, забыв о нормативах и сроках процедуры, они влет выдали нужные бумаги. Новоиспеченный польский капитан, бывший житель Николаева, тоже Мельников, но – Константин. 

– Я разослал анкету в российские и зарубежные круинговые агентства, – рассказывает Кирилл Мельников. – Заинтересовалась Sinilga из Калининграда – компания налаживает деловое сотрудничество с Саудовской Аравией. Надеюсь, все будет хорошо. Правда, требования у саудовцев непомерно высокие, а зарплата ниже, чем у норвежцев. Ничего, поработаем на Востоке – сходим за три моря.

Как рассказал отраслевому порталу «Российское судоходство» директор Sinilga Сергей Никитин, национальная нефтяная компания Саудовской Аравии Aramco действительно крайне внимательно относится к новичкам. 

– «Пытают» основательно – это факт, – говорит он. – Кроме общепринятой проверки знаний по системам Marlins и CES, проводится череда собеседований, выполняются тесты, а в конце – экзамен. Но прежде чем приступить к процедуре тестирования, они тщательно изучают трудовую биографию моряка. Делают запросы в предыдущие компании, требуют характеристики. Aramco, как и все серьезные холдинги с многомиллиардными оборотами, любит выращивать кадры самостоятельно. Кадеты на танкерах получают от 600 до 900 евро, рядовые – более 1500 евро, а четвертый штурман – от 5200 евро. 

Сергей Никитин отмечает, что интерес к российским специалистам проявляют и китайские судовладельцы: берут моряков с богатым опытом, обязательно смотрят на возраст. Предпочтение отдают капитанам до 50 лет, механикам до – 55. «Есть флот и у Катара, Арабских Эмиратов и других юго-восточных стран. Азия, Ближний Восток, Индия и многие другие готовы работать и уже работают с российскими моряками. Вакансии, наверняка, найдутся, надо только пройти собеседование и сдать экзамены», – уверен он. 

Кроме того, Сергей Никитин думает, что европейский бизнес вряд ли сможет отказаться от российских судоводителей и механиков. Дело в том, что в Европе профессия моряка не считается престижной – за последние 30 лет интерес к ней упал. Другая причина – на судах европейцев и американцев, по скромным подсчетам, работает от 120 до 200 тысяч российских моряков. 

– Мгновенно заменить их невозможно. Да и в перспективе ни моряки из Индии, ни с Филиппин не смогут составить конкуренцию россиянам, – отмечает он. – К тому же, судя по динамике списания российских моряков с европейских судов, эмоциональная волна на западе схлынула, заработал холодный расчет. 

В Российском профсоюзе моряков подчеркивают: по данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Россия находится в пятерке лидеров среди поставщиков рабочей силы на флот. Ведущую позицию занимают Филиппины. На втором месте – Российская Федерации. В пятерке также Индонезия, Китай и Индия. Индонезия на пятом месте по количеству офицеров и третьем – по рядовым. Китай расположился на третьем – по количеству офицеров и четвертом – по рядовым, тогда как Индия заняла четвертое место по количеству офицеров и пятое – по рядовым. 

По материалам rus-shipping.ru


↑ 

Наверх