01.04.2022

Важно учитывать конкретные риски

Таков основной вывод из случая, приведенного в последнем выпуске бюллетеня по безопасности  Good Catch американского клуба взаимного страхования American Club. На борту вследствие выполнения газосварочных работ вспыхнул пожар, хотя перед этим моряки прошли инструктаж и внимательно ознакомились с допуском к огневым работам. Однако он был недостаточно конкретным.

Все началось во время стоянки сухогрузного судна в порту. Члены экипажа при помощи кислородно-ацетиленовой горелки срезали различные морские крепления, кронштейны и места крепления груза с твиндечных понтонов в грузовом трюме. Это было необходимо, чтобы убрать  груз и подготовить трюм и понтоны к приемке следующей партии.

Перед началом работ состоялся инструктаж по технике безопасности. Члены экипажа, которых привлекли к заданию, получили и внимательно ознакомились с допуском к огневым работам. Он предусматривал использование противопожарных покрывал и организацию пожарной вахты. Вокруг места, где проводились газосварочные работы, устанавливали противопожарные покрывала, которые перемещались при изменении локации.

Пожарная вахта была укомплектована водяным шлангом и переносным огнетушителем. Когда моряки в очередной раз перемещали  покрывала, пожарные наблюдатели заметили, что из груза, расположенного на палубном перекрытии над цистерной непосредственно под твиндечными понтонами, вырывается пламя и идет дым. Вахтенный офицер объявил общую тревогу. Члены экипажа немедленно покинули грузовой трюм. Моряки смогли потушить пожар, однако большая часть груза получила повреждения.

Последовавшее за этим расследование установило, что искры и расплавленный шлак от сварки попали в щели между твиндечными понтонами и на пластиковое защитное покрытие груза, воспламенив его. Кроме того, в нескольких местах расплавленный шлак прожег противопожарное покрывало и попал наружу. Часть груза пострадала от огня, часть – от дыма. То, что везлось в  других трюмах, было не тронуто.

Принялись за проверку утвержденного допуска к огневым работам. Выяснилось, что в нем содержится только общее требование об использовании противопожарных покрывал, при этом не указывается минимально рекомендуемое расстояние от места сварочных работ и ничего не сказано о дополнительной защите груза, который находится рядом и может оказаться в зоне досягаемости искр, летящих от сварки. Что еще более важно, в допуске ничего не говорилось о  связанном с огневыми работами специфическом факторе риска в отношении груза, расположенного на палубном перекрытии над цистернами под твиндечными понтонами.

Результатом происшествия стал ущерб грузу, который превысил 350 000 долларов США, как непосредственно от огня, так и от дыма и воды, использовавшейся для тушения пожара. Ущерб судну составил больше 100 000 долларов США и включал повреждение переборки грузового трюма, трапов, системы освещения и лакокрасочного покрытия грузового трюма.

Морякам, выполнявшим работы, повезло, потому что пожар заметили вовремя и они смогли быстро покинуть грузовой трюм. Огонь распространился очень быстро, задымление было сильным и могло привести к отравлению угарным газом. Можно сказать, что ущерб от пожара мог оказаться гораздо серьезнее, если бы не своевременная реакция и слаженные профессиональные действия экипажа.

American Club предлагает сделать из этого случая несколько важных выводов. В первую очередь, допуски к огневым работам должны быть очень подробными и учитывать специфические риски, связанные с конкретными работами, местом их выполнения, временем и прочими опасностями.

Также отмечается, что пожарная вахта во время огневых работ имеет важнейшее значение для предотвращения возгораний. Для эффективности важно внимательно следить за прилегающими к месту сварочных работ областями.

Экраны и противопожарные покрывала необходимо размещать таким образом, чтобы искры и расплавленный шлак, образующиеся при проведении огневых работ, не попали на рядом находящиеся предметы и поверхности.

И, конечно, в допусках к огневым работам нужно указывать конкретные риски для всех расположенных поблизости грузов или любых других легковоспламеняющихся материалов, включая необходимость в дополнительных защитных покровах.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что даже небольшое возгорание  на борту представляет серьезную опасность. Поэтому необходимо просчитать все риски перед тем, как приступить к газосварочным работам. Отлично, когда команда достаточно профессиональна, чтобы быстро приступить к ликвидации возгорания, однако предотвращение всегда лучше ликвидации последствий.

Информация Safety4Sea

↑ 

Наверх