РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Сегодня председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов и прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры Александр Воронин провели рабочую встречу по видеоконференции. Она состоялась в рамках соглашения о сотрудничестве между ДВРО РПСМ и ДВТП о взаимодействии и сотрудничестве в интересах защиты прав членов экипажей судов в сфере трудовых отношений.
Как рассказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов, на встрече подвели краткие итоги совместной работы и обсудили планы на будущее.
В частности, ДВРО РПСМ попросила Дальневосточную транспортную прокуратуру организовать проверку фактов получения страховых свидетельств российскими судовладельцами, а также установить – указывают ли работодатели в трудовых контрактах моряков страховую сумму при наступлении несчастного случая в рейсе.
Для того, чтобы поднять эту тему, у ДВРО РПСМ есть все основания. Так, в профсоюз нередко обращаются члены семей травмированных или погибших в рейсе моряков с жалобами на то, что после расследования несчастных случаев они не получают страховые выплаты. Хотя согласно требованию Конвенции о труде в морском судоходстве, судовладельцы должны иметь два сертификата по обеспечению финансовых гарантий перед моряками. Кроме того, добавляет Николай Суханов, российские моряки на судах под флагом РФ должны быть застрахованы в Фонде социального страхования. Нельзя не отметить и тот факт, что в соответствие со ст. 60 Кодекса торгового мореплавания, страхование жизни и здоровья моряка – обязанность работодателя.
– Несмотря на это, практика говорит об обратном, – отмечает председатель ДВРО РПСМ. – Три последних обращения, поступивших к нам от родственников погибших и пострадавших моряков с т/х «Простор» компании АО «ДМП-РМ», т/х «Ардатов» – Базы активного морского рыболовства (БАМР), т/х «Фрио Сапфир» – ООО «Дилмас», показывают, что наличие страховых свидетельств на борту судов согласно КТМС и обязательное страхование в ФСС РФ не дают гарантий. Только в судебном порядке нам удалось добиться выплат для родственников.
Не так давно ДВРО РПСМ провела анализ страховых документов на судах. Так, инспекторы труда посетили более 53 судов, в составе экипажей которых работали россияне. В ходе проверок ДВРО РПСМ составила список компаний, которые страхуют ответственность работодателя на флоте, где работают россияне, и количество судов, застрахованных в них. В него вошли «Ингосстрах» – 21 судно, «Согласие» – 5 судов, «Росгосстрах» – 2 судна, «СОГАЗ», «АБСОЛЮТ», «АЛЬФА» – по одному судну. Также некоторые российские работодатели предпочитают страховать жизни и здоровье моряков в иностранных компаниях.
– В ходе этой работы мы узнали, что суммы страховых выплат узнать невозможно, – объяснил Н. Суханов. – Но нас заверили, что если произойдет несчастный случай, то моряк или его родственники получат сумму, указанную в трудовом контракте или коллективном договоре. Но на проверенных нами судах последние вовсе отсутствовали, а в контрактах суммы страховки вообще не были прописаны.
Так, моряки с российского судна «Степан Гейц» компании «Леспром-Находка» застрахованы в финской фирме Alandia. В их трудовых договорах сумма страховки не указывается.
– Для нас это означает только то, что при наступлении страхового случая ни моряки, ни их родственники ничего не получат, потому что об этом не говорится в контрактах, а доказать что-либо компании, находящейся заграницей, вряд ли удастся, – отмечает Николай Суханов.
Он добавляет, что страхование российских моряков без указания суммы страховки в трудовых договорах недопустимо. ДВРО РПСМ рекомендует при трудоустройстве внимательно изучать условия контракта – особенно в части страхования.
Фото: Robin Hermansson
Наверх