23.03.2022

Безопасность – в голове моряка

Российский профсоюз моряков считает своим приоритетом работу, направленную на снижение травматизма среди членов экипажей. В ее рамках главный технический инспектор труда РПСМ Евгений Хижняк провел лекцию по охране труда в ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова для капитанов и старпомов морских судов.  

Такое обучение – требование Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). Моряки должны проходить его раз в пять лет. Евгений Хижняк отметил, что подобные лекции не только дают капитанам и старпомам заветный сертификат, но и помогают оставаться в курсе последних изменений в сфере документов, регламентирующих безопасную работу плавсостава.

Так, на этот раз внимание моряков было акцентировано на поправках в Раздел X Трудового кодекса «Охрана труда», которые вступили в силу 1 марта 2022 года. Новейшая редакция предполагает конкретные меры по улучшению состояния охраны труда: общая задача поправок – обязать работодателя учитывать те риски, которые возникают на конкретном рабочем месте, и обеспечивать безопасность работников в соответствии с ними. Кроме того, акцент в значительной степени делается на профилактику и более внимательную оценку состояния работника. В законе также дано понятие «микротравм» – ушибы и поверхностные раны, полученные во время работы, что, как отмечает Евгений Хижянк, является первым сигналом к возможному происшествию на производстве или несчастному случаю. 

– Кроме того, действует новое «Положение об особенностях расследования и учета несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев», – напомнил капитанам и старпомам главный техинспектор труда РПСМ. – В документ вернулась процедура расследования и учета несчастного случая, если он произошел с членом экипажа судна под флагом РФ во время его увольнения в иностранном порту. 

Отметим, что такие инциденты долгое время не подлежали расследованиям, но Российский профсоюз моряков через Федерацию профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) добился возвращения и включения процедуры в документ. 

– По сути мы говорим об аналоге существовавшей в советское время «Инструкции о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве», действовавшей на судах Минморфлота СССР – в ней были четко расписаны моменты, защищающие травмированного моряка, – объясняет Е. Хижняк. – С 90-х годов травмы, полученные в иностранному порту, перестали считать несчастными случаями на производстве. Но любой моряк в период действия трудового договора в свободное от вахт и работ время продолжает находиться в составе экипажа. 

Евгений Хижняк также напомнил капитанам и старпомам, что избежать получения травмы можно, если заранее перед началом работ продумать свои действия. «Нужно помнить, что любая безопасность начинается в голове», – заключил он. 




↑ 

Наверх