18.03.2022

ICS призывает страны обеспечить морякам доступ к медицинской помощи

Международная палата судоходства (ICS) призвала все страны признать моряков ключевыми работниками и относиться к ним соответственно: предоставлять доступ к медицинской помощи на берегу, когда это необходимо, и уделять приоритетное внимание их вакцинации против Covid-19.

Отметим, что ранее специальный трехсторонний комитет Международной организации труда (МОТ) по Конвенции о труде в морском судоходстве прокомментировали последний на данный момент отчет Комитета экспертов, в состав которого входят 20 авторитетных юристов: «...с глубоким сожалением отмечаем случаи отказа морякам в доступе к медицинской помощи на берегу, иногда даже в ситуациях крайней необходимости».

О некоторых из них сообщалось в СМИ. Среди известных историй – и моряки с переломами, которым посоветовали принимать обезболивающие и оставаться на борту, и старший механик, которого рвало кровью, но ему так и не позволили сойти на берег и получить медицинскую помощь, и отказ в репатриации капитана, перенесшего на борту инфаркт. Моряк в итоге умер, так и не попав к врачу.

Власти государств, многие из которых, несмотря на призыв ООН, еще не признали моряков ключевыми работниками, отказывают им в медицинской помощи, ссылаясь на «форс-мажорные обстоятельства». Тем самым они обходят основополагающие принципы, принятые в отношении здоровья и благополучия, в том числе содержащиеся в Конвенции о труде в морском судоходстве. Однако МОТ постановила: учитывая то, что с начала пандемии прошло почти два года, «”форс-мажорные обстоятельства” не следует рассматривать как вескую причину для ущемления прав моряков». Трехсторонний комитет также указал, что отказ работникам флота в медицинской помощи может еще больше усилить давление на глобальные цепочки поставок. В отчете отмечалось, что «...ситуация со сменой экипажа остается критической и, по-видимому, ухудшается, что ставит под угрозу безопасную и бесперебойную доставку жизненно важных товаров».

Международная палата судоходства (ICS), которая представляет 80% мирового торгового флота, поддержала рекомендации МОТ. По имеющимся у нее данным, хотя пик кризиса смены экипажа, когда из-за связанных с распространением коронавируса ограничений около 400 000 моряков остались на борту сверх срока контрактов или не могли подняться на борт, прошел, значительная часть тружеников флота по-прежнему испытывает проблемы, связанные с различными запретами.

«Последний доклад Комитета экспертов МОТ продолжает линию, проложенную в историческом докладе МОТ 2020 года, признавшем несостоятельность стран в выполнении налагаемых на них международным правом обязательств перед моряками в период пандемии, – прокомментировала ситуацию директор юридической службы ICS Киран Хосла. – Затем МОТ призвала правительства признать тружеников флота ключевыми работниками и реализовать этот статус на практике, в том числе разрешить им сходить на берег в портах для обращения за медицинской помощью. Теперь Комитет ясно дал понять, что правительства больше не могут прикрываться так называемыми непредвиденными обстоятельствами, чтобы ущемлять моряков в основных правах. На протяжении всей пандемии судовладельцы со своими судами и экипажами обеспечивали мир продовольствием, топливом и медикаментами. Но правительства не торопятся признавать тех, кто работает на борту, ключевыми работниками, тем самым нанося вред как их здоровью, так и нормальному функционированию глобальных цепочек поставок. Через два года после начала пандемии у государств нет оправданий, чтобы прятаться за форс-мажорными обстоятельствами».

Отмечается, что недавно ICS выпустила новый цикл медицинских рекомендаций для операторов судов и судоходных компаний, касающихся здоровья и благополучия моряков и их вакцинации. Руководство содержит обновленную информацию о посадке на борт и сходе моряков с судна в соответствии с правилами, установленными в связи с COVID-19, а также новые рекомендации по репатриации тел умерших в рейсе моряков.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что отказ в своевременной и полноценной медицинской помощи может стоить члену экипажа жизни. Пандемия не может являться оправданием для страданий и нарушений базовых прав моряков.

По материалам ics-shipping.org

↑ 

Наверх