14.03.2022

Случаев потери якоря стало больше

Тенденцию к увеличению числа случаев потери якоря подтверждают данные претензий, поступивших в адрес страховщика Gard за 2015-2020 годы.  В этой связи в клубе отмечают, что операторы судов, капитаны и члены экипажей должны знать о рисках, связанных с якорными операциями, и учитывать ограничения на работу якорного оборудования. 

Риски и ограничения 

Старший исполнительный директор по предотвращению убытков в Gard Ярле Фозен пояснил, что в большинстве случаев при потере якоря существенную роль играли факторы риска, связанные с окружающей средой. Как известно, обычное якорное оборудование разрабатывается для постановки судов на временную якорную стоянку в бухтах или защищенных от волнения водах. Однако сегодня многие места для якорной стоянки находятся за пределами защищенных вод. В Gard полагают, что одной из ключевых проблем является недостаточная осведомленность о пределах нагрузки от воздействия факторов окружающей среды, на которые рассчитано якорное оборудование.

Классификационные общества – члены  Международной ассоциации классификационных обществ (IACS) – согласовали набор унифицированных требований к якорному оборудованию (UR A1) и ссылаются на них в своих технических правилах. Расчет числа EN, которое определяет габариты и вес якорного оборудования, приведенный в UR A1, основан на следующих предполагаемых условиях внешней нагрузки: скорость течения – макс. 2,5 м/м; скорость ветра – макс. 25 м/с; отсутствие волн (защищенные воды); длина вытравленной цепи – 6-10; хорошо держащий якорь грунт. Для судов с длиной оборудования более 135 м можно рассматривать отличные от UR A1 условия окружающей среды: скорость течения – 1,54 м/с; скорость ветра – 11 м/с; значительная высота волны – 2 м. Недавно IACS UR A1 были пересмотрены, и теперь требования UR A1 в редакции от 7 сентября 2020 года будут применяться к судам, контракт на постройку которых был заключен после 1 января 2022 года. 

Перемещение якоря

Наиболее серьезные последствия имеют случаи, когда судно тащит якорь из-за сильного течения или штормовой погоды. В такой ситуации случаются столкновения с другими судами, стоящими на якоре, посадки на мель и гибель флота, а также загрязнение морской среды и повреждение подводных кабелей и трубопроводов. «Якорь, ползущий по грунту» означает, что судно непреднамеренно дрейфует, так как якорь не может его удержать. Тут важно отметить, что экипаж  может не сразу понять, что якорь ползет по грунту, а судно дрейфует.

Рекомендации

Многие случаи потери якоря являются предотвратимыми, если соблюдать надлежащие процедуры технического обслуживания якорного оборудования и правила проведения якорных операций. Так, капитан должен учитывать условия, при которых судну надлежит покинуть якорную стоянку. Например, если оно стоит на якоре в районе, где ожидаются неблагоприятные погодные условия, необходимо иметь четкий план в отношении того, когда следует покидать якорную стоянку. Кроме того, нужно учитывать ограничения на работу якорного оборудования. В этом случае капитаны должны быть особенно бдительны при постановке на якорь близко к берегу в плохую погоду или в реках с сильным течением и плохо держащим якорь грунтом.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что не менее важно обучать и инструктировать экипаж: безопасная постановка судна на якорь может осуществляться только при надлежащем планировании, а проводить такие операции должны хорошо подготовленные и прошедшие соответствующий инструктаж члены экипажа при надлежащем контроле со стороны руководства.

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ



↑ 

Наверх