05.03.2022

Число моряков, остающихся на борту после завершения сроков контрактов, вновь растет

Мартовский индикатор смены экипажей Декларации Нептуна продолжает наметившуюся с января этого года тенденцию – процентное соотношение моряков, вынужденных оставаться на борту по истечении сроков контрактов, растет под влиянием новой волны Covid-19, связанной с распространением нового штамма омикрон. Так, число таких членов экипажа увеличилось с 4,2% в прошлом месяце до 5%, а количество тружеников флота, срок пребывания которых на судне превышает 11 месяцев, осталось неизменным – на уровне 0,4%. Зафиксированные на сегодняшний день показатели являются самыми высокими с декабря 2021 года.

Отметим, что судовые менеджеры объясняют рост количества моряков, остающихся на борту сверх срока контрактов тем, что среди членов экипажей и тех, кто должен прийти им на замену, увеличивается число заражений штаммом омикрон. В результате срываются многочисленные запланированные смены. Кроме того, во многих странах по-прежнему действуют жесткие ограничения. В частности, они существуют в Китае, где возникают очень серьезные трудности как с репатриацией местных моряков, так и с прибытием на суда замены. Тем временем судовладельцы, пытающиеся приспособиться к новым условиям, несут дополнительные расходы, а отрасль страдает от сбоев и задержек в эксплуатации судов.

Тем не менее ряд стран все же снимает или ослабляет ограничения. Например, Филиппины отменили обязательный карантин для прибывающих в государство, однако по-прежнему требуют прохождения ПЦР-тестирования. Австралия, чьи границы оставались закрытыми на протяжении всей пандемии, объявила о снятии ограничений. В этой связи ожидается, что сменить экипаж в регионе станет гораздо проще.

В то же время показатели вакцинации моряков по-прежнему растут обнадеживающими темпами. Согласно данным индикатора, число привитых значительно увеличилось: с 66,8% в феврале до 72,8% в марте. Это сопоставимо с процентом вакцинации населения некоторых крупных стран Северной Америки, Азии и Европы. Тем не менее в отношении вакцинации до сих пор существует ряд серьезных проблем. Одна из них – сомнения в ее необходимости и безопасности, которые особенно заметны среди моряков из определенных регионов. Увеличение количества заражений омикроном среди членов экипажей заставило некоторых из них усомниться в эффективности прививок. Также по-прежнему есть трудности в обеспечении вакцинами. Стоянки в порту обычно очень короткие, часто – ночные, поэтому воспользоваться возможностью сделать прививку во время захода в страны, где препараты доступны, проблематично. Организовать вакцинацию во время смены экипажа тоже сложно, потому что во многих государствах действуют очень жесткие ограничения. Остаются серьезные проблемы с доступом к бустерным дозам вакцины.

Напомним, что индикатор смены экипажа Декларации Нептуна основан на агрегированных данных 10 ведущих судовых операторов, которые в совокупности имеют на борту около 90 000 моряков. Полученные сведения используются для расчета средневзвешенного процента моряков, работавших на борту после истечения срока трудового договора, тех, кто провел на судне более 11 месяцев, а также членов экипажей, прошедших вакцинацию. Часто топовые операторы имеют больше возможностей для содействия смене экипажа, поэтому в действительности от кризиса может страдать куда большее число моряков.

Более подробные данные за март доступны здесь.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что в связи с текущими событиями ситуация со сменой российских и украинских экипажей может ухудшиться и кризис станет еще ощутимее. Поэтому очень важно, чтобы государства всех стран по крайней мере свели к минимуму ограничения в своих портах.

По материалам globalmaritimeforum.org


↑ 

Наверх