22.02.2022

Благополучие моряков или бизнес – все еще дилемма для морской отрасли

Капитан Бадри Тетемадзе поделился ключевыми выводами научного исследования в области благополучия моряков, проводившегося им во Всемирном морском университете совместно с профессорами Марией Каррера Арсе, Рафаэлем Баумлером и Ингой Бартусевичене. В ходе работы на основании ответов, полученных как от самих моряков, так и от других представителей морской отрасли, ученые смогли определить основные причины, по которым труженики флота – представители одной из профессий, имеющих ключевую важность – по-прежнему страдают от ухудшения уровня их благополучия. Как показало исследование, большинство факторов, которые неблагоприятно влияют на психическое, физическое и социальное состояние моряков, до сих пор не устранены и продолжают оказывать пагубное действие.

Отсутствие понимания и недостаточная осведомленность

Исследование показывает, что в отрасли в понятие благополучия не включают все его физические, психические и социальные аспекты. Например, медицинское свидетельство, удостоверяющее годность моряка к работе на судах по состоянию здоровья, выдается только на основании проверки физических показателей. Они и служат свидетельством его состояния на протяжении всего срока действия трудового договора. Однако единственный по-настоящему действенный способ поддерживать благополучие моряков на оптимальном уровне, особенно с учетом уникальных психосоциальных условий труда на судне, – это уделять внимание не только физическим, но и психическим и социальным аспектам здоровья. Если игнорировать любой из них, успеха добиться не получится.

Кроме того, исследование показывает, что сами моряки хуже разбираются в том, что отрицательно сказывается на их благополучии и здоровье, чем другие заинтересованные стороны – представители судоходства. Последние гораздо лучше осведомлены о том, что именно способствует ухудшению самочувствия членов экипажей: они назвали 24 различных фактора, в то время как большинство работников моря главными отрицательными моментами считают чрезмерную нагрузку и недосып, приводящие к сильному переутомлению.

Неэффективные механизмы регулирования и недостаточная поддержка на борту

Исследование также показало, что, хотя Конвенция о труде в морском судоходстве установила и закрепила основные права тружеников флота, она не в полной мере охватывает все аспекты благополучия в своих регулирующих механизмах. Так, КТМС не содержит достаточно конкретных инструментов для поддержания психического, физического и социального состояния моряков. Более глубокое изучение вопроса показало, что большинству работников приходится подделывать свои табели учета рабочего времени из-за давления со стороны работодателей и страха потерять работу. Это еще больше ставит под сомнение эффективность требований КТМС, поскольку моряки по-прежнему страдают от повышенной утомляемости и недостатка сна. Более того, установлено, что система управления безопасностью в большей степени ориентирована на принципы сокращения числа аварий и происшествий на море, чем на обязательные средства обучения мониторингу самочувствия и управлению благополучием работников.

Удобные флаги

Согласно результатам исследования, большинство моряков не довольны прежде всего чрезмерной рабочей нагрузкой, недосыпом и отсутствием увольнений на берег в течение длительных рейсов. Анализ данных показал, что основной причиной этих факторов стало сокращение численности экипажей, что еще больше усугубило проблему усталости, стрессов и тревожности на борту. Второй по значимости причиной ухудшения самочувствия моряки называют недосып, на третьем месте – высокое чувство ответственности (иногда под давлением со стороны компании). Следом идут график работы и длительная разлука с семьей.

Если проанализировать причины, приводящие к чрезмерной нагрузке и недосыпу, окажется, что сокращение численности экипажа является самой распространенной проблемой на всех типах судов. Работодатели, регуляторы и другие участники отрасли, как правило, дают пространные объяснения этому факту, а не конкретные ответы на вопрос, почему суда стали укомплектовывать таким маленьким количеством работников. Например, международная торговая ассоциация в первую очередь ссылается на обязательства государств флага устанавливать требования к минимальному составу экипажа судов, находящихся под их юрисдикцией, а во вторую очередь, на капитанов судов, которые при необходимости должны ставить перед судовладельцами вопрос нехватки кадров.

Профсоюзы во многом считают источником проблемы систему удобных флагов, которые судовладельцы используют в своих интересах. В первую очередь для них это удобная возможность выполнять минимальные нормы и требования, сосредоточившись на извлечении максимальной прибыли с наименьшими финансовыми вложениями. В числе прочего удобные флаги позволяют им нанимать дешевую рабочую силу и сокращать численность экипажей, что, естественно, ведет к чрезмерной рабочей нагрузке и недостатку времени на отдых и сон.

Это дает реальные основания утверждать, что морские работодатели получили некоторую свободу в обращении с членами экипажа, которую им дает распространившаяся практика найма, при которой компания нанимает моряков на один рейс, после увольняет их, а затем снова нанимает. Это позволяет судовладельцам сокращать свои эксплуатационные расходы.

Исследование также показало, что длительное пребывание моряков на борту без схода на берег, которое является значимым фактором психических, физических расстройств и социального неблагополучия, не всегда являлось последствием быстрого оборота судна, длительных рейсов и современных ограничений, связанных с пандемией. Оказалось, что из-за усталости и недостатка сна моряки, как правило, сами часто отказываются от увольнения на берег, чтобы выспаться, отдохнуть и с полными силами вернуться к выполнению своих рабочих обязанностей.

Заключение

Свобода судовладельцев в отношении найма экипажей, которую им дает контрактная система («принял на работу – уволил»), оставляет морякам мало возможностей противостоять несоблюдению стандартов. Из-за страха потерять работу большинству приходится подписывать длительные трудовые договоры и соглашаться трудиться в самых непредсказуемых и тяжелых условиях. Они по-прежнему испытывают огромное давление из-за большой рабочей нагрузки и отсутствия достаточного отдыха, к которым прибавляется относительная социальная изоляция. Возможно, пришла пора переоценить такую свободу работодателей, чтобы в дальнейшем избежать неблагоприятных последствий для моряков.

С другой стороны, недостаточная эффективность существующих регламентирующих документов, которые не в полной мере регулируют все аспекты благополучия тружеников флота, и недостаток мер по обеспечению их соблюдения еще больше усугубляют ситуацию. Это касается в том числе и КТМС, которая не охватывает многие вопросы. Да, сегодня немало организаций стремится привлечь внимание к проблемам благополучия моряков, делая упор на психическое здоровье. Тем не менее следует отметить, что этот фактор в какой-то момент почему-то стал своего рода мерилом понятия благополучия в целом, что идеально соответствует повестке дня отрасли и ведет к стигматизации профессии моряка.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что морские профсоюзы во главе с Международной федерацией транспортников давно выступают против удобных флагов. В том числе – из-за худших условий труда и сокращенных составов экипажей. Это один из тех аспектов международного судоходства, который давно нуждается в переосмыслении.

По материалам Safety4Sea, фотография – ITF Seafarers

↑ 

Наверх