17.02.2022

Число случаев оставления судов за время пандемии увеличилось на 138%

Прошлый год стал в этом смысле «рекордным» – всего было зафиксировано 95 таких инцидентов. Однако 2022 год обещает потягаться и с этим результатом: только за первые шесть недель Международной организацией труда было зарегистрировано 20 новых случаев оставления экипажей без выплаты заработных плат. Учитывая, насколько часто о таких ситуациях не сообщается сразу, в действительности цифра может быть намного больше. При этом сегодня в отличие от прежних лет большая часть зарегистрированных случаев происходит на судах, имеющих отношение к странам, ратифицировавшим Конвенцию о труде в морском судоходстве, и со страховкой на борту. Причин думать, что ситуация в ближайшем будущем изменится в лучшую сторону, пока нет.

Так, с начала пандемии число случаев оставления судов выросло очень резко. Только в прошлом 2021 году от них пострадали 1 399 моряков на 94 судах, причем один теплоход – Gas Amazon – был брошен дважды за год. При этом если в 2021 году число инцидентов увеличилось на 10% с предыдущего года, то в сравнении с 2019 годом рост составил внушительные 138%.

Натали Шоу, директор по вопросам занятости в Международной палате судоходства, отметила, что динамика выявления новых случаев предполагает, что ситуация в 2022 году только ухудшится и он, вполне возможно, станет худшим в истории за период наблюдений. «Некоторые компании, причастные к оставлению судов, обанкротились в результате коронавируса, – отметила она. – Но случаи оставления судов обычно касаются нижней границы рынка. Очень часто речь идет о судовладельцах, которые по большому счету изначально не должны были быть в этом деле. Это компании, работающие без страховки и зарегистрированные регистрами, до сих пор не ратифицировавшие Конвенцию о труде в морском судоходстве, из-за чего решить возникающие проблемы становится еще сложнее».

В следующем месяце вопрос оставления судов должен обсуждаться странами-членами Международной морской организации (ИМО) на заседании юридического комитета. Государства будут рассматривать новый набор рекомендаций по разрешению случаев оставления судов. Они были вдохновлены жалобами некоторых делегатов ИМО, которые в ходе прошлого заседания комитета утверждали, что быстрый рост числа подобных случаев только частично связан с пандемией. Они также отметили «систематический и глобальный провал» некоторых государств в том, что касается выполнения обязательств по облегчению репатриации моряков.

Отметим, что отраслевые органы и профсоюзы в попытках помочь брошенным экипажам постоянно испытывают трудности с незастрахованными судовладельцами и государствами, которые не ратифицировали КТМС, устанавливающую обязательства для владельцев, государств флага и порта.

Однако анализ прошлогодних случаев показывает, что большинство проблем сегодня имеют отношение к странам, которые подписались под Конвенцией. Как сообщила Международная федерация транспортников (МФТ), в 57% случаев на борту брошенных в прошлом году судов была действующая страховка. Данные МОТ говорят о том, что 76% этих теплоходов ходили под флагами государств, ратифицировавших КТМС и принявших поправки 2014 года, которые предполагают различные финансовые гарантии морякам, в том числе – репатриацию на родину и выплату заработной платы в размере, не превышающем четырехмесячной задолженности в случае оставления судна владельцем.

Статистические данные говорят о том, что проблема сегодня распространена крайне широко. Есть среди стран, конечно, и своеобразные «лидеры». Например, Панама – тот флаг, под которым ходило наибольшее число брошенных судов. Только в прошлом году оставленных теплоходов с такой регистрацией было 29. Однако случаи оставления зарегистрированы под флагами еще 30 стран, что подчеркивает, насколько повсеместной стала эта проблема.

Местом, где чаще всего бросают экипажи, стали Объединенные Арабские Эмираты – только за последний год здесь зарегистрировано 19 случаев оставления судна. Подобное произошло еще в 40 государствах.

Также стоит отметить, что хотя судовладельцы оставляют теплоходы самых разных типов, чаще всего в прошлом году проблемы встречались на универсальных сухогрузных судах.

Еще одну важную проблему подняла в прошлом году Международная палата судоходства: в некоторых случаях государства флага и порта не поддерживали репатриацию брошенных моряков из-за требований о безопасном составе экипажей на судах. Согласно документу, предоставленному МПС в ИМО, в результате членов экипажа удерживали на борту небезопасных и плохо оснащенных теплоходов на протяжении долгого периода времени. В некоторых случаях это также вылилось в требования прислать сменщиков на брошенные суда. Новые члены экипажа прибывали на работу, не зная, что средств нет ни на выплату зарплаты, ни на еду и другие необходимые в повседневной жизни вещи.

– К сожалению, сегодня оказаться брошенным на судне, без средств к существованию и даже достаточного пропитания, может практически любой, – отметили в Российском профессиональном союзе моряков. – Единственный способ уменьшить вероятность этого – не устраиваться на работу в непроверенные компании с сомнительным прошлым. Поэтому лучше заранее узнать о судовладельце как можно больше и проконсультироваться по вопросам трудоустройства в профсоюзе, где всегда рады поделиться имеющейся информацией.

По материалам lloydslist.maritimeintelligence.informa.com, фотография – Getty Images

↑ 

Наверх