11.02.2022

МФТ: семимесячная задержка разбирательства по делу украинских моряков о контрабанде равносильна отсутствию правосудия

Профсоюзы моряков крайне обеспокоены тем, что четверо граждан Украины уже больше семи месяцев удерживаются турецкими властями без предъявления обвинений. В июле 2021 года представители официальных властей поднялись с инспекцией на MSC Capucine R (ИМО 9210086) в Искендеруне, вскрыли таможенную пломбу одного из контейнеров и обнаружили в нем тайник с кокаином – 176 кг. Полиция тут же арестовала капитана и трех его помощников на основании утверждений о том, что они якобы знали о контрабанде на борту. 

Только благодаря вмешательству морских профсоюзов Международной федерации транспортников и работодателя в конце августа моряков отпустили под залог в ближайшую гостиницу – до предъявления официальных обвинений и судебных слушаний. В сентябре родственникам задержанных разрешили навестить их. Однако ввиду того, что с моряков до сих пор не сняты обвинения, а дата судебного разбирательства даже не назначена, задержанные члены экипажа не могут покинуть Турцию и вернуться к семьям на родину.

Маловероятно, что моряки знали о наркотиках

Профсоюзы, представляющие интересы моряков, опасаются, что турецкие власти намерены переложить на экипаж MSC Capucine R вину реальных преступников, ответственных за попытку контрабанды наркотиков. МФТ заявляет: «маловероятно, что моряки знали о спрятанных на борту наркотиках». Дело в том, что в соответствии со стандартной процедурой, контейнеры должны быть опломбированы перед их погрузкой на судно в порту отправления. Делается для предотвращения махинаций с их содержимым, а вскрываются пломбы только в порту назначения. Соответственно, экипаж, как правило, ничего не знает о грузе в контейнерах, не говоря уже о доступе к нему, если только груз не имеет четкой маркировки – «опасный».

Правосудие для моряков

Действия турецких властей стали шоком для морских профсоюзов, членами которых они являются, и их работодателя – швейцарско-итальянской компании Mediterranean Shipping Company. К слову, MSC является одним из двух крупнейших операторов контейнеровозов в мире: компания ежегодно перевозит около 23 млн контейнеров на борту более 600 своих судов. Сообщалось, что в MSC крайне обеспокоены позицией турецких властей в отношении задержанных моряков, даже несмотря на то, что за последний месяц ситуация несколько улучшилась.

Международная федерация транспортников совместно с турецким и украинским профсоюзами и работодателем держат на контроле ситуацию: они едины в желании сдвинуть с мертвой точки это дело. В настоящее время социальные партнеры пытаются заставить турецкие власти назначить дату судебного разбирательства или добиться снятия с моряков обвинений, чтобы они уехали домой. 

– Турецкие власти должны представить имеющиеся у них доказательства вины этих моряков, – сказал Стив Коттон, генеральный секретарь МФТ. – Если их нет, а также, учитывая, сколько времени уже прошло, а судебное разбирательство не началось, власти должны освободить их сегодня же. Безусловно, Турция поступила правильно, не оставив моряков в тюрьме на время следствия, но мы хотим, чтобы власти продемонстрировали усилия, реализовав свой потенциал в качестве поборника справедливости. Будет сплошным разочарованием, если Турция не вмешается в это дело, которое пока что выглядит, как несправедливое уголовное преследование людей. 

Также он подчеркнул, что совместные усилия по поддержке и освобождению моряков являются важным примером того, как добросовестные работодатели и профсоюзы могут объединиться для того, чтобы добиться результата. 

– С самого первого дня ареста капитана MSC Capucine R и троих его помощников МФТ находится в тесном контакте с братскими профсоюзами и партнерами в MSC, чтобы обеспечить надлежащее обращение с моряками, их доступ к правосудию и скорейшее судебное разбирательство или освобождение. Благодаря работе, которую мы проводим от имени моряков, уже удалось добиться прогресса в этом деле, – добавил Стив Коттон.  

Турция должна справедливо обращаться с экипажами 

Тяжелое положение, в котором оказались украинцы, вызвало озабоченность у профсоюза моряков Турции (TDS), который выразил международную солидарность с моряками. 

– Мы хотим, чтобы Турция была гостеприимным местом для тружеников флота. Мы не хотим, чтобы наша страна стала страной, куда экипажи судов будут бояться заходить. Откровенно говоря, сейчас непростое время для международной репутации Турции среди моряков. Мы продолжим добиваться того, чтобы власти, как можно скорее вынесли справедливое решение по этому делу. Только так мы сможем сохранить репутацию страны, как гостеприимного портового государства. Как морская держава, которая находится на перекрестке важнейших мировых водных путей, мы должны это сделать, – сказал президент TDS Ирфан Мете.

Мы хотим, чтобы наши моряки вернулись домой 

Тем временем, в 1605 км к северу от Искендеруна родственники четырех задержанных украинских моряков не перестают переживать за своих мужей и отцов. 

– Мы хотим, чтобы наши моряки вернулись домой. Ни один человек не должен подвергаться уголовному преследованию только за то, что он выполняет свою работу. Ни один моряк не должен ставиться в такое положение, при котором он не знает, когда он вернется домой. Неопределенность, которую несет в себе эта ситуация – тяжкий груз не только для моряков, но и для их семей. Кроме того, этот случай демонстрирует ценность международной солидарности. Будучи частью семьи МФТ, мы можем объединить усилия, чтобы добиться нужного результата, – прокомментировал председатель Профсоюза работников морского транспорта Украины Олег Григорюк. 

Криминализация является проблемой 

Профсоюзы моряков заявили, что ситуация с украинскими моряками, попавшими в западню в Турции, – лишь часть серьезной проблемы, которая широко распространена во всей отрасли. Действительно, моряки во всем мире сталкиваются с растущей тенденцией к криминализации: местные правоохранительные органы разных стран преследуют членов экипажей, обвиняя их в причастности к изощренным способам контрабанды наркотиков – даже при отсутствии доказательств. По схеме, теперь знакомой представителям моряков, сотрудники полиции и таможни, которые не могут или не хотят устранять реальные силы, которые стоят за такими преступлениями, как незаконный оборот наркотиков, пытаются переложить вину на иностранные экипажи, чье единственное «преступление» зачастую состоит только в том, что они находились на своем рабочем месте, то есть судне, в тот момент, когда на борту нашли наркотики. Поразительно, но были случаи, когда моряков обвиняли даже, когда они сами сообщали властям о найденном незаконном грузе на борту. 

– Разумеется, мы признаем полномочия властей в отношении расследования реальных преступлений, совершенных настоящими преступниками, – сказал председатель секции моряков МФТ Дэвид Хейндел. – Однако мы все чаще становимся свидетелями того, как под удар попадают ни в чем неповинные моряки, когда местным властям просто нужно срочно найти виноватых.

Хейндел добавил, что криминализация имеет место, когда морякам предъявляют обвинения, арестовывают или выносят наказание за уголовные преступления, в совершении которых власти государства порта, например, местная таможня или полиция считают моряка виновным – как правило, в связи с аварией или несчастным случаем, которые произошли во время выполнения ими своих служебных обязанностей.

Когда моряк подвергается криминализации, это означает, что он лишен возможности воспользоваться надлежащей правовой процедурой. Так, власти могут медлить с предъявлением обвинений, а если это произошло, то не считают нужным торопиться с рассмотрением дела в суде. Нарушения правовой процедуры включают ограничения на освобождение под залог и непредоставление адекватной юридической помощи задержанным морякам. Отсутствие теплых, сухих и безопасных мест содержания под стражей также может быть проблемой. 

– Учитывая, что моряки, когда их задерживают, зачастую находятся за тысячи миль от дома и не владеют языком той страны, где происходит арест, они оказываются в уязвимом положении, особенно если местные власти допускают по отношению к ним несправедливое обращение, – добавил Хендел. – Необходимо, чтобы в каждой стране существовали системы правосудия, которые могут оперативно вмешаться в случаях, когда полиция или таможенная служба допускают процессуальные нарушения. Если бы суды и судьи выдвигали обвинения быстро – в течение нескольких часов или дней, а не спустя недели или месяцы, то многих проблем можно было бы избежать. Но реальность такова, что системы правосудия в некоторых странах действуют слишком медленно. Это неприемлемо. Как говорится, «затянувшееся правосудие равносильно его отсутствию». 

Российский профсоюз моряков выражает солидарность капитану, помощникам капитана контейнеровоза MSC Capucine R и, конечно, их семьям, а также выражает надежду на скорое справедливое правосудие в Турции. В РПСМ не раз заявляли, что давно пора прийти к переосмыслению тактики предупреждения контрабанды наркотиков, а также роли моряков в подобных историях, ведь в большинстве случаев нельзя рассматривать членов экипажа в качестве лиц, причастных к перевозке запрещенного груза.  

Источник: marineinsight.com, перевод ЦИА РПСМ; фото itfseafarers.org


↑ 

Наверх